Наступать на те же танки
Новогодний прокат стал моментом истины для российского кино: без административного ресурса оно оказалось не способным конкурировать с зарубежными премьерами
Год 2018-й начался для российского кино с подъема: фильм «Движение вверх», вышедший в январе, стал самым кассовым в истории страны, собрав в прокате более 3 млрд рублей и 12 млн зрителей. Затем последовали «Лед» и «Тренер»: истории про любовь, преодоление и реализацию мечты — не в советском прошлом, а здесь и сейчас. Заметим также, что каждый из трех успешных российских блокбастеров года оказывался на экране в нужный момент: «Движение вверх» вышло под Новый год, сказка о всесильной любви «Лед» — 14 февраля, кино о футбольном прорыве «Тренер» — перед чемпионатом мира.
В то же время 2018-й стал годом, когда со всей очевидностью забукcовали прежде успешные военно-патриотические «атаки» на кинопрокат: сразу три драмы о войне не смогли собрать кассу. Вышедший осенью «Несокрушимый» заработал 258 млн рублей при бюджете в 300 (то есть не окупил и половины инвестиций — ведь половина денег осталась в кинотеатрах). Не принесли серьезной отдачи ни «Танки» Кима Дружинина, ни «Собибор» Константина Хабенского. Выяснилось, кроме того, что 9 Мая и День народного единства удачными с точки зрения стратегии кинопроката быть перестали: лишний выходной отчего-то больше не побуждает массового зрителя смотреть патриотическое кино.
Такой продукцией, получается, перекормили. А на что остается спрос? Ответ дает бокс-офис: качественное (или, как в случае с неровным «Льдом», искреннее) отечественное кино всегда найдет своего зрителя, а фильмам со слабыми сценариями и актерскими работами не поможет ни один праздник. Да и конкурировать с голливудскими блокбастерами можно, лишь имея сопоставимые по качеству работы. Казалось бы, урок ясен. Учтен ли он? Увы, даже поверхностный взгляд на сетку грядущих новогодних кинопремьер дает основание в этом усомниться — ее опять сверстали не по рынку, а с применением «административной переменной».
Поясним. Показ в России фильмов невозможен без выдачи прокатного удостоверения — а этому предшествует согласование даты выхода фильма с Министерством культуры. В 2015 году государство впервые вмешалось в график релизов кинокартин. Тогда министр культуры Владимир Мединский публично сказал, что его ведомство оставляет за собой право не выдавать иностранным фильмам прокатные удостоверения на даты, занятые важными российскими лентами, и это стало нормой. А первыми пострадали голливудские «Мстители-2» — их показ перенесли, чтобы дать дорогу ремейку фильма «А зори здесь тихие» (в мае 2018-го, кстати, «Мстители» пострадали опять — их премьера отодвинулась, чтобы не конкурировать с «Собибором», автором идеи которого не раз называл себя глава Минкульта).