«Мир вступил в период трусости»
В мировой прокат выходит картина «Та, которой вы верите» — с Жюльетт Бинош в главной роли. Также недавно актриса впервые выступила в роли председателя жюри Берлинского кинофестиваля. О том, как сочетать артистическую и общественную деятельность, она рассказала обозревателю «Огонька»
Нынешний Берлинский международный кинофестиваль прошел под лозунгом «личное является политическим». Как вы понимаете этот лозунг и как вы его могли бы прокомментировать?
— Определение взято из 1970-х, периода нового этапа эмансипации, борьбы женщин за свои права. В те годы речь шла о том, что частные проблемы женщин являются в то же время и общими и их можно решить лишь с помощью политических действий. Это был в том числе и ответ женщин на нежелание мужчин признавать их гражданские права, на их угнетение, репродуктивное принуждение, насилие в быту, дискриминацию при приеме на работу и финансовую зависимость… Однако когда я услышала эту фразу от Дитера Косслика (директор Берлинского кинофестиваля.— «О»), то поняла, что он вкладывает в нее несколько другой смысл. В современном мире, когда политики не справляются со своими задачами и не способны решить элементарные проблемы, связанные с безопасностью и выживанием людей, люди должны начать решать эти проблемы самостоятельно, на личном уровне, например объединяясь в общины и помогая друг другу. «Личное является политическим» — это обращение к разуму и сознанию людей, напоминание о необходимости стать человечнее, внимательнее, вдумчивее, чувствительнее. Личные качества людей обращаются в политические, когда мир слишком эгоистичен, богатые отгораживаются от проблем беднеющего большинства, обеспеченные страны закрывают свои границы… Мы по-прежнему живем в жестоком мире, который ориентируется на принцип «иметь, властвовать и присваивать». К тому же мы растеряли способность к открытости и доверию. В настоящий момент у нас больше вопросов, чем ответов, но каждому из нас пора взять на себя ответственность за будущие поколения, а политикам, наконец, начать серьезно работать и выполнять свои обязанности.
— Получается, что проблемы выживания и безопасности стали заметны только в последнее время? А разве не об этом снял свой фильм «Код неизвестен», например, Михаэль Ханеке с вами в главной роли, который почти 20 лет назад указывал на лицемерие, усиление общественного радикализма, уничтожение среднего класса?
— Уничтожение либерального среднего класса все же было процессом, требующим определенного периода времени, но я соглашусь с вами; Михаэль Ханеке является на редкость дальновидным режиссером, который сумел предсказать проблемы современного общества задолго до того, как они стали заметны всем. «Код неизвестен» описывает, однако, ситуацию без всякого осуждения. Это наблюдение художника, в котором нет ни оптимизма, ни пессимизма. Мне вспоминается одна сцена, где я стою на гладильной доске, а в соседней квартире кричит ребенок. Это тревожный крик, но моя героиня предпочитает его игнорировать. Эта сцена, как и многие другие, поднимает вопрос о том, способны ли мы испытывать чувство вины и ответственности и как это отражается на повседневной жизни. По сути, описанная сцена указывает на социальную трусость моей героини. Ханеке таким образом в своей картине предсказал следующий период человечества, в который мы вступили. Я называю это «периодом трусости». Знаете, во время съемок многие режиссеры обычно мало разговаривают с актерами, контакт происходит в основном на уровне взглядов. Во время съемок этой картины у меня было ощущение, как будто Ханеке сканирует меня. Мне казалось, что он точно видит, что происходит у меня в душе, все мелкие детали, психологические и физические изменения. Думаю, настоящий художник способен предвидеть будущее.