«Огонек» побывал в стране, где бензин дешевле воды

ОгонёкПутешествия

Королевство сплошных зеркал

«Огонек» побывал в стране, где бензин дешевле воды

Юлия Федотова, Эр-Рияд — Джидда — Москва

Жесткая конфронтация ресурсных сверхдержав из-за квот на добычу нефти заставила мир содрогнуться даже посреди пандемии. А заодно показала: Российская Федерация и Королевство Саудовская Аравия, хотят они того или нет, связаны одной цепью, и цепь эта — из черного золота. Что мы знаем о «партнере по цепи»?

Одно из самых закрытых государств мира провозгласило политику интеграции в мир совсем недавно, и даже россияне получили шанс с октября прошлого года оформлять въездные визы в королевство, буквально не выходя из дома. Увы, коронавирус захлопнул это окно очень быстро — уже в нынешнем марте, но ваш корреспондент заглянуть в него все же успел.

Межсезонье: битва за интуриста

«Добро пожаловать в Саудовскую Аравию — страну, где бензин стоит дешевле воды» — такое сообщение приходит на телефон сразу при посадке в аэропорту Эр-Рияда. Впрочем, осмыслять его в момент получения некогда. Тебя уже ждут.

— Здравствуйте. Как вас зовут?

Нервно провожу рукой по шее: нет, тут все норм — крестик сняла еще дома, чтобы без лишних вопросов. Из кармана длиннющего темного платья, надетого на бархатные широкие штаны, достаю паспорт. Отодвигаю от лица черный платок и вежливо отвечаю:

— Джулия.

К переходу границы, скажу честно, готовилась. Поэтому ответы на базовые вопросы у меня есть. Еду как турист (это для чистоты эксперимента; к тому же журналистов ждут сложные процедуры аккредитации и бдительные сопровождающие). Моя цель — увидеть сказочную архитектуру включенного в наследие ЮНЕСКО города Эд-Диръия и погреться под белым солнцем пустыни. Ясное дело, в одежде. Израиль? Я там не была.

— Добро пожаловать, Джулия!

Так под занавес докоронавирусной эпохи Королевство Саудовская Аравия (КСА) открылось для вашего корреспондента. Чтобы попасть в него, я заполнила анкету на сайте и заплатила 7500 рублей: через 10 минут на мобильный пришло сообщение, что виза готова. Да, чуть не забыла, прямо на страничке электронной визы изучила информацию о главных «нельзя»: не прикасаться к людям на улице (правило касается даже супругов), не выставлять напоказ обнаженные части тела, не брать второй паспорт, не фотографировать людей и объекты, не ввозить алкоголь и наркотики, не вывозить местных женщин…

Простота испугала. Я ждала на границе «допроса с пристрастием», но, как оказалось, напрасно: интуристы — важная часть местной перестройки, затеянной с целью диверсификации нефтяной экономики в рамках программы Saudi Vision («Саудовское видение») 2030, за них даже «воевали» с соседями. Планировались и прямые перелеты из Москвы, но не дошло — грянула пандемия. А жаль — получился бы символ: как-никак в 2020-м исполняется 30 лет возобновлению массовых паломничеств из СССР в 1990-м (они прервались вместе с дипотношениями в 1937-м), спрос был бы высоким. Впрочем, даже и с пересадкой (есть через Стамбул и Дубай) понимаешь, что символов будет в избытке: перед разгоном самолеты авиакомпаний из мусульманских стран останавливаются для молитвы — это почти как процедура антиобледенительной обработки. Мониторы показывают земной шар, облака над ним, торжественный голос читает Коран. Потом замечаешь субтитры с переводом: «Помните, что наша жизнь — это путешествие, а любое путешествие имеет конец и пункт назначения: к Аллаху».

Пандемия, увы, внесла коррективы во все маршруты. Тем, кто собирался стать хаджи (паломником) в этом году, придется отложить благие намерения. Власти королевства, на территории которого находятся Мекка и Медина, две главные святыни ислама, с середины марта закрыли к ним доступ.

Решение далось трудно, и не только потому, что с момента образования королевства в 1932 году хадж ни на год не прерывался. Дело в том, что одна из главных идей нового «Саудовского видения» — превратить королевство в «инвестиционную сверхдержаву в центре арабского и исламского мира, связывающую друг с другом три континента»: в рамках той же программы Vision 2030 число паломников планировалось довести до 30 млн в год — числа, сопоставимого с нынешним населением королевства. Тем не менее, отложив эти планы на потом, король Сальман бен Абдель Азиз аль Сауд, в чьем титуле зашифровано, что он Хранитель Двух Святынь, поступил мудро: многотысячные мероприятия сегодня опасны.

Оттепель. Зачем, когда и так жарко?

Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман Аль Сауд

Саудовская Аравия меняется: у тех, кто попадает в нее, есть шанс наблюдать за историческим процессом вживую. Хотя перемены могут выглядеть порой неуклюже, они, отмечают политологи, обоснованны.

— Прямо на наших глазах страна пытается перепрыгнуть из XIV века в XXI,— на условиях анонимности объясняет вашему корреспонденту российский дипломат, эксперт по Ближнему Востоку.— Речь не только о доступности виз и председательстве в G20 (Саудовская Аравия — первая арабская страна, заступившая на этот пост в 2020-м.— «О»). Женщины получают хоть какие-то права, под сомнение ставится практика публичных наказаний, страна приглашает западных звезд — пытается выправить имидж...

О том, что из этого получается,— позже. Главный вопрос: а зачем богатому, закрытому, десятилетиями игнорировавшему общепринятые нормы королевству нужно меняться вообще? Вряд ли местные дамы из-под чадры раскачали оплот традиционализма. Да и на «проделки Госдепа» не похоже — Штаты почти век не смущала «особость» главного нефтяного союзника. Кому это нужно?

Если ставить задачу получить максимально краткий ответ, то он вместится в три буквы: MБС. Так поначалу в прессе, а потом и в частных беседах политиков стали называть принца Мухаммеда бен Сальмана, который в последние годы вышел на первый план, «обойдя» более возрастных претендентов на трон. Точнее так: пожилой король, не складывая с себя обязанностей, сначала в 2015-м возвел МБС в ранг заместителя наследника престола, после чего в 2017-м объявил наследным принцем. А МБС, игнорируя негодование многих родственников, затеял реформы, которые сформулированы в том самом «Саудовском видении».

Принц-реформатор пообещал снять страну с нефтяной иглы, дать больше прав женщинам, прекратить расправы. «Наследник понимал, что у страны просто нет выхода: в старом формате государству оставалось не более 10 лет, так считали и у нас, и на Западе,— объясняет эксперт "Огонька".— А MБС — человек своего времени и понимает: сохранить островок ретроградства и анахронизма не выйдет. Его снесет. А под обломками погибнет династия». В числе основных угроз эксперты хором перечисляют: суннитско-шиитский конфликт, зависимость от США (где держат деньги местные элиты), затянувшаяся военная операция в Йемене.

В королевстве, впрочем, в ходу другие формулировки. «Мы не то чтобы воюем в Йемене»,— растолковывает мне Джази, чиновник из Эр-Рияда. Он, как и многие саудовцы из хороших семей, учился за границей, имеет друзей в ФРГ и Италии, мечтает приехать в Россию — словом, открыт.

— С нашей стороны это не интервенция — их правительство попросило о помощи. Там есть группировки плохих людей. Вы же знаете, недавно наши нефтяные объекты атаковали дроны проирански настроенных йеменских хуситов. Рынок был в стрессе. Соседей важно спасти от этой напасти. Хотя, наверное, в Йемене есть люди, которые дадут вам иную картину событий…

Трактовки могут быть разные. Как и события. МБС личным примером задал элите тренд: одна жена — один муж (правда, язвительно добавляют скептики, это в один отдельно взятый период времени). Чтобы показать, как нравы меняются, рассказывают историю принца Аль-Валид бен Талаля из правящей семьи, уже не юного, отпустившего молодую жену, потому что у них не получилось детей. Та уехала в Дубай, встретила ровесника-миллиардера. Осенью во дворце во Франции пара сыграла свадьбу. Экс-принцесса Амира ат-Тавил, потеряв титул, ничуть не расстроилась: занялась бизнесом. На сайте ее компании Time Entertainment можно выбрать восточного артиста, которого вы бы хотели послушать на элитном мероприятии. История сказочная, можно сказать — услада в уши MБС. Но называть типичной ее никто в королевстве не решается.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Шествие слонов от Нью-Йорка до Калькутты. Минуя Москву Шествие слонов от Нью-Йорка до Калькутты. Минуя Москву

Знаменитая картина Василия Верещагина, которую не увидели на родине

Огонёк
Солнце мое Солнце мое

Рассказываем, как защитить себя от UV-излучения

Добрые советы
Зачарованная страна Зачарованная страна

В сердце Турции есть место, где ты почувствуешь себя будто на другой планете

Лиза
Эволюция генов метаболизма у гигантских вирусов произошла независимо от клеток-хозяев Эволюция генов метаболизма у гигантских вирусов произошла независимо от клеток-хозяев

501 новый геном крупных ядерно-цитоплазматических ДНК-содержащих вирусов

N+1
Годовые кольца: 1912 Годовые кольца: 1912

Трагедия «Титаника» и акмеизм: что происходило в мире в 1912 году

Вокруг света
Классическая музыка и сон помогли студентам сдать микроэкономику Классическая музыка и сон помогли студентам сдать микроэкономику

Но через девять месяцев они все забыли

N+1
Выключить панику и не бухать: советы по выживанию в кризис от сооснователя банка «Точка» Бориса Дьяконова Выключить панику и не бухать: советы по выживанию в кризис от сооснователя банка «Точка» Бориса Дьяконова

Паника — главный враг во время кризиса, считает Борис Дьяконов

Forbes
Гендерный дисбаланс: сколько на самом деле женщин среди инвесторов и предпринимателей Кремниевой Долины Гендерный дисбаланс: сколько на самом деле женщин среди инвесторов и предпринимателей Кремниевой Долины

Как обстоят дела с женским предпринимательством в Кремниевой Долине

Forbes
«Мы хотим сделать издание, над которым не тяготеет власть архива». Куратор фонда V–A–C Карен Саркисов о новом проекте Sreda «Мы хотим сделать издание, над которым не тяготеет власть архива». Куратор фонда V–A–C Карен Саркисов о новом проекте Sreda

Почему художественное высказывание не обязано жить по законам медиарынка

СНОБ
Глава 3: Нью-Йорк и Чикаго Глава 3: Нью-Йорк и Чикаго

– Вы гангстеры? – Нет. Мы русские

Esquire
Роман Мандрик: Обучить нельзя оставить. Что делать с линейными сотрудниками, которые не хотят учиться Роман Мандрик: Обучить нельзя оставить. Что делать с линейными сотрудниками, которые не хотят учиться

Почему современные компании не могут обойтись без обучения линейного персонала?

СНОБ
Почему часовые мануфактуры так хотят работать с сапфировым стеклом Почему часовые мануфактуры так хотят работать с сапфировым стеклом

Почему только Hublot достигли в обработке сапфирового стекла невероятных успехов

GQ
В изоляции растет уровень угрозы домашнего насилия: что делать и куда обращаться за помощью В изоляции растет уровень угрозы домашнего насилия: что делать и куда обращаться за помощью

Изоляция страшна длят тех, кто заперт в квартире с партнером, склонным к насилию

Forbes
8 доказанных наукой способов жить вместе долго и счастливо 8 доказанных наукой способов жить вместе долго и счастливо

Романтические отношения во многом определяют качество нашей жизни

Добрые советы
«Май будет еще хуже»: как выживают в кризис продавцы роскоши в России «Май будет еще хуже»: как выживают в кризис продавцы роскоши в России

Как себя чувствует премиальный ретейл в период пандемии и кризиса

Forbes
«Полный хаос». Автор «И повсюду тлеют пожары» Селеста Инг — об эпидемии и сериале с Риз Уизерспун «Полный хаос». Автор «И повсюду тлеют пожары» Селеста Инг — об эпидемии и сериале с Риз Уизерспун

Писательница Селеста Инг об экранизации своей книги и дебюте в кино

Forbes
Самый стойкий знак зодиака - кто он? Самый стойкий знак зодиака - кто он?

На кого из знаков зодиака можно опереться в это непростое время?

Cosmopolitan
Богатейшие женщины мира — 2020. Рейтинг Forbes Богатейшие женщины мира — 2020. Рейтинг Forbes

Список богатейших женщин мира — 2020 возглавила наследница бизнес-империи Walmar

Forbes
Кругом налево Кругом налево

Как в России относятся к неверности?

Огонёк
15 мыслей Александра Филиппенко 15 мыслей Александра Филиппенко

Зачем Александр Филиппенко возит в чемодане секатор и ждет нового XX съезда

GQ
Добыча золота для смартфонов приводит к экологическим и гуманитарным катастрофам: как Apple пытается решить эту проблему Добыча золота для смартфонов приводит к экологическим и гуманитарным катастрофам: как Apple пытается решить эту проблему

Золото — не самый проводящий металл, но ценится в производстве

VC.RU
17 самых несчастных комиков и юмористов 17 самых несчастных комиков и юмористов

Почему самым веселым людям в мире так не везет?

Maxim
Маргарет Этвуд: Заветы Маргарет Этвуд: Заветы

Одна из глав романа «Заветы» Маргарет Этвуд

СНОБ
Сериал «Фрейд» на Netflix: убийства, кокаин и гипноз Сериал «Фрейд» на Netflix: убийства, кокаин и гипноз

Почему мистический детектив «Фрейд» стоит посмотреть

GQ
11 лучших фантастических фильмов, которые ты мог пропустить в первой половине 2020 11 лучших фантастических фильмов, которые ты мог пропустить в первой половине 2020

Новинки кино из народных жанров — хорроры, сай-фай, фэнтези

Maxim
Мэттью Уильямс рассказал, как работает в период пандемии Мэттью Уильямс рассказал, как работает в период пандемии

Основателю 1017 Alyx 9SM приходится непросто, но он рад, что планета очищается

GQ
«От одного лидера за 16 лет устанет любой народ…» «От одного лидера за 16 лет устанет любой народ…»

Книга, впервые рассказавшая биографию будущего президента Владимира Путина

Огонёк
14 ранних симптомов рака, которым часто не придают значения 14 ранних симптомов рака, которым часто не придают значения

Не стоит игнорировать даже самые безобидные симптомы!

Cosmopolitan
Америка, Европа и Азия: как объехать весь мир, не выходя из дома Америка, Европа и Азия: как объехать весь мир, не выходя из дома

Как посмотреть на основные достопримечательности мира не выходя из дома

Популярная механика
«Ты мне не сын!» Самые громкие ДНК-скандалы с участием звезд «Ты мне не сын!» Самые громкие ДНК-скандалы с участием звезд

Для многих звёзд стал сюрпризом тот факт, что у них есть внебрачные дети

Cosmopolitan
Открыть в приложении