Как падали звезды
Самое популистское и скандальное антисистемное движение Европы — итальянское движение «Пять звезд» отметило десятилетие в ранге партии, входящей в правительственную коалицию. Всем интересно: за что боролись?
Движению «Пять звезд» стукнуло десять. Рожденное протестным электоратом как анфан террибль итальянской политики, за этот сравнительно недолгий период оно прошло впечатляющий путь: от потрясания устоев традиционной политики антисистемным залпом буквально по всем направлениям до прихода во власть и последующего кризиса с самокопаниями и истериками. И хотя отец-основатель движения комик Беппе Грилло в актуальном гриме Джокера и возгласами «Я хаос!» пытался снять сомнения классикой пятизвездного протеста, особого оживления в юбилейные торжества не внес даже он. Повзрослевших пятизвездников больше интересовал ответ на вопрос, куда мы идем и что от нас осталось. Зачем зажигали эти звезды и кому они нынче светят, попытался разобраться и «Огонек».
Со слезами на глазах
Торжества по поводу первого юбилея проходили в нынешнем октябре в Неаполе. Город выбрали не случайно — родом из этих мест действующий политический лидер движения Луиджи Ди Майо, да и вообще многострадальное итальянское Медзоджорно (все, что к югу от Неаполя) занимает в политике популистского движения, провозгласившего себя защитниками «униженных и оскорбленных», особое место. Ну а одними из первых, кто явился на праздник, причем отнюдь не с поздравлениями, стали рабочие неаполитанского завода Whirlpool, который 1 ноября будет закрыт. Им было что сказать юбилярам: некогда антисистемное движение «Пять звезд», напомним, сегодня входит в правительство, которое не раз обещало закрытия этого завода не допустить.
Хождение во власть вообще дорого обходится пятизвездникам: за год правления вместе с «Лигой» Маттео Сальвини они растеряли половину электората. Второй заход — в коалиции с Демократической партией (левоцентристы), которую пятизвездники некогда ниспровергали,— будет стоить, похоже, еще дороже. После августовского правительственного кризиса, по итогам которого движение «Пять звезд» сменило партнера по кабинету, в верности курса сомневаются не только электорат и база (так именуют активную часть движения), но и часть руководителей, в основном те, кто стоял у истоков. Формула недовольства проста: «Этим бывшим непримиримым все равно, с кем и куда идти, лишь бы оставаться у власти». Звучит это со всех сторон, а ответить нечего.
Вероятно, чтобы не ставить в неудобное положение бывших соратников, юбилей проигнорировали многие из создателей движения. В Неаполе не было Алессандро Ди Баттисты, одного из самых ярких и «буйных» лидеров. Не приехала Джулия Грилло (однофамилица, не родственница), активистка и депутат, врач-хирург и экс-министр здравоохранения, участвовавшая в разработке правительственного контракта с «Лигой». Предпочел не появляться на публике телеведущий Джанлуиджи Парагоне, один из немногих журналистов, веривший в пятизвездников и отстаивавший их правоту в спорах с коллегами.
Нет, внешне на празднике, конечно, все было как надо: и толпы симпатизирующих, и звонкое выступление Луиджи Ди Майо, и семинары с круглыми столами. Большие надежды в смысле возрождения былого задора возлагали на Беппе Грилло. Комик (напомним, что Грилло уже больше года не занимается политическим руководством движением) был верен себе: «Хватит рыдать из-за союза с Демпартией, идите вы сами на…» — прокричал он с трибуны, разъяснив очередные задачи пятизвездной власти боевым кличем движения, призывавшего в свои лучшие времена посылать всех куда подальше. Позже, уже за обедом, собрав сомневающихся, неформальный лидер вдалбливал: «Наше будущее — с демократами. Перед движением огромные вызовы! Соберитесь и действуйте!» Впрочем, вопрос о том, верит ли сам основатель в перспективы движения, которое начал посылать избиратель, повис в воздухе — Грилло покинул праздник задолго до окончания, не дослушав даже Ди Майо.
И еще один дурной знак. Как рассказали «Огоньку» знающие люди, каждый четвертый активист движения не сдал денежный взнос на праздник. Хотя правоверным пятизвездникам это было предписано.
Детская болезнь антисистемы
А как ярко и весело, с какой оппозиционной энергией и балаганной театральщиной все начиналось! Собственно говоря, официальному провозглашению движения «Пять звезд» предшествовали две хулиганские выходки. Первой стал проведенный в 2007-м V-day (приглаженная аббревиатура нецензурного Vaffanculoday, посылающего в одно место все политические партии и политиков вообще). Эта первая, к слову не только в Италии, но и в Европе, организованная через интернет масштабная акция протеста и дала название движению, перенесшему запомнившуюся всем букву V из лозунга в самоназвание, где она уже читалась как римская цифра V. Сегодня этот пример прописан в учебниках как образец удачного политического маркетинга.
Второй акцией стала демонстративная попытка Беппе Грилло пробиться в 2009‑м на праймериз Демократической партии (левоцентристская партия Италии была создана в 2007-м, в 2013-м выиграла выборы, а в 2018-м их катастрофически проиграла). Разумеется, ему как не члену Демпартии в этом было отказано.