Когда-нибудь 75-й венецианский фестиваль назовут историческим

ОгонёкОбщество

Кадры вмещают всё

Когда-нибудь 75-й венецианский фестиваль, закончившийся буквально на днях, назовут историческим: на нем был представлен фильм, снятый в революционном формате 96 кадров в секунду

Материал подготовил Кирилл Журенков

В главной роли в уникальном фильме Косаковского не люди, а вода — показать ее так, как еще никто не показывал, и помогают новые технологии. Фото Stine Heilmann

Восхитительный пир для глаз», «новаторский киноопыт» и «чрезвычайно амбициозный проект» — как только не называли в прессе новый документальный фильм россиянина Виктора Косаковского. И это, конечно же, не случайно: режиссер задумал ни много ни мало кинореволюцию. Напомним, что Виктор Косаковский — величина в мировой документалистике, а премьера его фильма «Да здравствуют антиподы!» состоялась семь лет назад там же, на Венецианском кинофестивале. И вот в новом фильме «Акварела», посвященном воде, он применил новую технологию — снял его в формате 96 кадров в секунду. Для сравнения: большинство современных фильмов снимаются в формате 24 кадра в секунду. В чем разница? Разберемся.

По сверкающей глади озера Байкал едет автомобиль. Мгновение — и вот он уже исчезает, на глазах у потрясенного зрителя провалившись под воду. А вот таяние ледника и тут же — шторм на море… Первые кадры «Акварелы» впечатляют даже в трейлере, выложенном в Сети, а уж смотреть их на большом экране в уникальном формате, похоже, действительно уникальный киноопыт.

— В киноязыке было несколько революций,— говорит «Огоньку» сам Виктор Косаковский.— Как вы помните, сначала ручку проектора крутил сам киномеханик, поэтому кадры были короткими, 12 в секунду, затем 16, 18… Когда появилась механическая технология, установился формат 24 кадра в секунду — именно такое сочетание наш мозг воспринимает в качестве непрерывного движения. Дальше в кино произошло еще много революций: звук, цвет, цифровые технологии, 3D… Но вот эти 24 кадра в секунду продолжают существовать неизменно. Парадокс в том, что на самом деле мы не знаем, сколько кадров в секунду видит человеческий глаз в обычной жизни! И мы с командой доказали, что технически возможно снять фильм в формате 96 кадров в секунду и что это будет совершенно иной опыт для зрителя.

Отметим: попытки увеличить частоту кадров в кино уже предпринимались и до Косаковского, причем самыми известными кинематографистами планеты. Ну, например, в 2011 году автор «Титаника» и «Аватара» Джеймс Кэмерон представил деморолик, снятый в формате 3D с частотой 60 кадров в секунду — тогда Кэмерон предсказывал, что это залог уникальных кинотеатральных ощущений в будущем. Но если Кэмерон выступил как застрельщик, то первым, кто действитель-но попробовал продемонстрировать публике фильм, снятый по новой технологии, был Питер Джексон — его «Хоббита» показывали в формате 48 кадров в секунду… Более того, сам режиссер даже поделился со своими зрителями «конспирологической» версией того, откуда вообще взялись старые 24 кадра в секунду.

— На минимальной скорости, похоже, остановились из-за стоимости пленки,— написал он в своем Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена).— 35-миллиметровка дорога, 1 фут такой пленки составлял значительную часть бюджета любого фильма. Поэтому девять десятилетий мы жили с 24 кадрами. Не потому, что это лучший вариант — он никоим образом не лучший,— но потому, что это был наиболее дешевый вариант достичь приемлемых результатов.

Звучит убедительно, однако сам «Хоббит», при всех его художественных достоинствах, оставил у зрителей двойственное впечатление именно в том, что касалось технологии съемки. Как отмечает авторитетный онлайн-журнал о науке, технологиях и дизайне New Atlas, общее впечатление вышло смазанным — картинка стала более «телевизионной», а повышенная детализация лишь продемонстрировала искусственность декораций и нереальность грима. Зато сразу разгорелась философская дискуссия: мол, где грань между четкостью картинки и самим ощущением кино?

Еще одним неудачным стартом для новой технологии стал фильма оскароносного режиссера Энга Ли с длинным названием «Долгая прогулка Билли Линна в перерыве футбольного матча»: камерная драма о солдате, вернувшемся из Ирака, была снята в формате… 120 кадров в секунду! И вызвала очередной шквал вопросов: все, что в обычном кино было «заретушировано» (от грима до особенностей актерской игры) здесь оказалось как бы на свету. Некоторые критики ворчали, мол, сам фильм стал напоминать «школьную постановку»! Не говоря уже о том, что, к примеру, в США только два кинотеатра смогли предоставить соответствующие возможности для показа картины в формате, в котором она была снята…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Лолита» эпохи #MeToo: как Кейт Расселл написала бестселлер о связи между преподавателем и ученицей «Лолита» эпохи #MeToo: как Кейт Расселл написала бестселлер о связи между преподавателем и ученицей

Как возникают неравные отношения? Это любовь или харассмент?

Forbes
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Риски трампфляции Риски трампфляции

Поможет ли инфляция в борьбе с глобальным долгом

Деньги
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Тише едешь… Тише едешь…

Спуск на воду Silent 62 3-Deck — шаг на пути к успеху верфи Silent-Yachts

Y Magazine
Я возвращаю ваш портрет Я возвращаю ваш портрет

Знакомство с профайлерами — специалистами, которые помогают ловить преступников

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Умирающая хромосома Умирающая хромосома

Y-хромосома — cамая маленькая в человеческом геноме, она продолжает уменьшаться

ТехИнсайдер
Уже не игрушка Уже не игрушка

Как открыть творческий бизнес и продавать свои изделия

Лиза
Шоу начинается! Шоу начинается!

Создатели сериала-скандала «Дайте шоу» — о магии кино и борьбу за эмоции зрителя

OK!
«Одинокая планета»: драма с Лорой Дерн об отношениях, где женщина намного старше «Одинокая планета»: драма с Лорой Дерн об отношениях, где женщина намного старше

«Одинокая планета»: пляжное чтиво, которое не жалко забыть тумбочке в отеле

Forbes
Я не хотела Я не хотела

Как быть, если на эмоциях наговорила лишнего

Лиза
Как справляться с телесным дискомфортом при тревоге и других неприятных эмоциях: пошаговая инструкция Как справляться с телесным дискомфортом при тревоге и других неприятных эмоциях: пошаговая инструкция

Фрагмент из книги «Я и мои эмоции» Хесус Ларринага

Psychologies
Сергей Снежкин: «Режиссерский голос над всем пространством съемочной площадки должен звучать как гром небесный» Сергей Снежкин: «Режиссерский голос над всем пространством съемочной площадки должен звучать как гром небесный»

Я взошел на трибуну и водрузил диктофон прямо у микрофона. Повисла пауза

Коллекция. Караван историй
Умный город: утопия или реальное будущее? Умный город: утопия или реальное будущее?

Можно ли создать идеальный город?

Наука и жизнь
Мембрана для извлечения водорода Мембрана для извлечения водорода

Мембрана из ванадиевого сплава — залог прогресс в водородной энергетике

ТехИнсайдер
Энергетика: маневры за перекрестком Энергетика: маневры за перекрестком

Масштабы перекрестного субсидирования в энергетике сильно преувеличены

Монокль
Владислав Третьяк: «Тарасов сказал: «Молодой человек, будем работать. Если выживешь — станешь великим. Завтра — в хоккейную шахту!» Владислав Третьяк: «Тарасов сказал: «Молодой человек, будем работать. Если выживешь — станешь великим. Завтра — в хоккейную шахту!»

Если хоккей перестанет существовать, мир никогда не забудет Суперсерию 1972 года

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении