«Инновации — это часть нашей культуры»
Генеральный директор российского подразделения одной из крупнейших немецких фармкомпаний «Берингер Ингельхайм» Павол Доброцки раскрыл секреты создания новейших лекарственных препаратов. О новых перспективных технологиях лечения и об их доступности в России узнал «Огонек»
Некоторые аналитики прогнозируют, что эра блокбастеров — препаратов, годовые продажи которых превышают миллиард долларов — в фармацевтике заканчивается. Что будущее — за персонализированными препаратами, которые будут выпускаться для конкретного человека. Насколько вы согласны с этим утверждением?
— Мы действительно видим, что наука активно развивает персонализированные подходы в медицине и фармацевтике и сегодня появляется все больше препаратов для узкого круга пациентов. С другой стороны, существует очень много препаратов, продажи которых до сих пор превышают миллиард долларов. Этот рынок продолжает расти за счет того, что доступ к новым лекарствам получает все большее количество людей. Так что эра блокбастеров далека от завершения. Если говорить о компании «Берингер Ингельхайм», то у нас еще никогда не было больше препаратов с продажами свыше миллиарда долларов, чем сейчас. К ним, например, относится препарат для базисной терапии хронической обструктивной болезни легких и бронхиальной астмы и сахароснижающий препарат для терапии диабета 2-го типа. К планке в миллиард долларов сейчас приближается и новый препарат для лечения идиопатического легочного фиброза.
— Кому в этой ситуации проще выжить — фармгигантам или небольшим компаниям?
— Сегодня на рынке есть место для всех, и это очень хорошо. В больших компаниях можно лучше управлять рисками, связанными с инновационными препаратами. Многие не понимают, сколь рискованно иметь дело с инновациями. Огромного количества компаний, которые работали на этом поле 15–20 лет назад, сегодня не существует. Поэтому здорово, если будут работать большие компании, которые имеют достаточно средств для развития инновационных препаратов, и маленькие, которые привносят новые идеи и подходы в медицине.
— Не так давно «Берингер Ингельхайм» продала безрецептурную часть бизнеса, сконцентрировавшись на рецептурных препаратах и инновациях. Насколько оправдана такая тактика на современном рынке, учитывая, что поиск новых молекул в фармакологии, как вы сказали,— область высоких рисков?
— Инновации — это не просто слова для «Берингер Ингельхайм», это образ нашей жизни и часть нашей культуры. С самого начала своей деятельности мы разрабатывали лекарства, которые были или первыми, или единственными в своем классе. У нас мощная научно-исследовательская база, позволяющая не только разрабатывать новые молекулы для собственных нужд, но и делать это для других фармкомпаний. В прошлом году мы передали 13 новых молекул для проведения первой фазы клинических исследований. Среди них — разработки кардиометаболических препаратов, препаратов для лечения онкологических, респираторных и иммунных заболеваний, заболеваний центральной нервной системы. Сейчас в нашем портфеле разработок — 80 новых исследовательских проектов. Это обеспечивает хорошие перспективы для устойчивого развития бизнеса в целом и особенно для инноваций, которые приносят пользу пациентам. Мы с уверенностью смотрим в будущее.
В настоящий момент компания сконцентрировала свою деятельность в трех направлениях: рецептурные препараты, ветеринарные препараты и биофармацевтическое производство. В январе 2017 года мы закрыли сделку с компанией «Санофи» по обмену бизнес-активами. В обмен на их ветеринарное подразделение «Мериал» мы передали «Санофи» свое подразделение безрецептурных препаратов. Теперь у них есть критическая масса в безрецептурном бизнесе, а у нас — в ветеринарном. Мы стали вторым в мире глобальным игроком в области ветеринарных препаратов и можем вкладывать средства в исследования новых лекарств, то есть заниматься инновациями и в ветеринарии.
— Насколько это направление востребовано сегодня для домашних животных?
— Фармакология для домашних животных развивается очень активно, так как домашние любимцы — это практически члены семьи, они делают нашу жизнь более полной, и люди уделяют их здоровью и благополучию много внимания. При этом, к сожалению, болеют животные почти так же, как и люди. Например, собаки — теплокровные существа, и у них, как и у нас, бывают проблемы с сердечно-сосудистой системой. Наш препарат для лечения сердечной недостаточности у собак — один из лидеров на рынке кардиологических лекарственных средств по объему продаж и в России, и в мире. Это один из самых исследованных препаратов как в ветеринарной кардиологии, так и в области препаратов для мелких домашних животных в целом.