И наконец построили!
Растянувшийся на год с лишним переезд из исторического здания на Долгоруковской, где «Союзмультфильм» 82 года назад родился, вырос и прославился на весь мир, наконец завершен. Каким предстанет анимационный холдинг после переезда и перестройки, зритель скоро поймет по мультфильмам нового типа — продолжению «Простоквашино» и «Гофманиаде». Каким будет новый «Союзмультфильм», узнал «Огонек»
На строгом стеклянном фасаде офисного здания разноцветное слово «Союзмультфильм», записанное аж в три строки, смотрится несерьезно. Сразу и не догадаешься, что именно сюда переехало все наследие главной отечественной мультстудии, а заодно декорации и все-все-все персонажи мультфильмов, знакомых с детства.
В вестибюле — никакой суеты, только в фирменном магазине пара любопытствующих, на лестнице гремит стройка, картонные макеты фрекен Бок, Шарика из «Простоквашино» и Волка в обнимку с Зайцем из «Ну, погоди!» в пустых лестничных пролетах выглядят одиноко. Чтобы понять — кое-где творческий процесс уже идет,— надо приглядеться.
Прогулка в историю
В пустой студии бегает, кружится волчком и выписывает акробатические пируэты только один актер — каждое движение ловят 20 камер, делают с него трехмерный слепок, распознавая маркеры, закрепленные на одежде, чтобы получившуюся картинку потом вручную отрисовали мультипликаторы. Так теперь на студии снимаются исторические мультфильмы с батальными сценами.
— Мы работаем на стыке между физической реальностью и виртуальной,— объясняет «Огоньку» директор «Союзмультфильма» Борис Машковцев.— Дальше эти модели уходят на студию, которая занимается графикой, выстраиваются виртуальные декорации, анимация дорабатывается, чтобы она стала более гротескной. По-другому такой проект создать нельзя. Вот у нас есть батальная сцена с массовкой. Представьте, каково это — вручную сделать каждого солдата, учитывая, что скорость работы аниматора — примерно 2 секунды мультфильма в сутки. Догадываетесь, сколько времени нужно, чтобы анимировать всю массовку? Сейчас так работать уже невозможно…
Невольно вспоминается, что в 1957-м способом, похожим на тот, что только что описал директор, в течение двух лет создавали знаменитую «Снежную королеву»: сначала ее роль сыграла загримированная актриса, а потом изображение обработали аниматоры, нарисовав персонаж при помощи «ротоскопирования» (так называется эта мультипликационная техника).
В другом конце здания один опенспейс поделили мультипликаторы XX и XXI столетия. У входа небольшая группа рисует на планшетах продолжение «Простоквашино», а в двух-трех столах от нее другая группа сочиняет первый для студии трехмерный компьютерный сериал «Богатырята». Такое соседство никого не смущает — работают-то все теперь на компьютерах. Первую серию нового «Простоквашино» должны выпустить в прокат уже в апреле, причем мультфильм, нарисованный не на кальке, а все-таки на планшете, станет именно продолжением, то есть будет создан для современных детей, а не воссоздан для их родителей, многие из которых, что уж греха таить, ждут возвращения героев из своего детства.
— Мы поняли, что для зрителя современность в мультфильме связана с тем, что кино тематически становится актуальным. Для этого не обязательно менять эстетику картинки,— разъясняет Борис Машковцев.— 30 лет назад дядя Федор жил в обществе, где были одни проблемы: например, семья с одним ребенком и двумя работающими родителями… Сейчас — XXI век, прошло 30 лет, поколение детей уже другое.
А на первом этаже вовсю идет стройка — собирают декорации для кукольных мультфильмов. В одном павильоне сразу четыре съемочные площадки, та, что поменьше — учебная, на ней уже отрабатывают движение персонажей. Самую большую полукругом огибает просторный бумажный горизонт, немного обшарпанный после перевозки.
— Благодаря тому, что кукольный цех на студии был всегда, «Союзмультфильм» накопил ноу-хау, и некоторую часть этого опыта мы попытаемся превратить в полноценные технологические решения,— продолжает экскурсию Борис Машковцев.— Во многом благодаря тому, что начали сотрудничать со «Сколково». Один из проектов как раз связан с роботизированными технологиями для съемок кукольного кино.
Но самое интересное из союзмультфильмовской кукольной анимации — в музее, уже открытом для посетителей. Это и куклы почти всех знаменитых мультфильмов студии, и редкие архивные материалы. Среди них особое внимание на себя обращает один экспонат: план серии «Винни-Пух идет в гости», сделанной Федором Хитруком. На странице чуть больше альбомного формата бисерным почерком от руки расписаны по кадру, то есть по одной 25-й части секунды, все шумелки и сопелки Пуха, реплики Пятачка и даже удивленное молчание Кролика. Какие уж там роботизированные технологии… И беглого знакомства с главными технологическими чудесами новой студии достаточно, чтобы задуматься: а найдется ли на новом «Союзмультфильме» место той ювелирной работе, которой славилась советская анимация?
Перезапуск студии
Знаменитый дом «Союзмультфильма» на Долгоруковской пустует с сентября прошлого года, когда студия перебралась на улицу Академика Королева в здание бывшего завода киноаппаратуры. «Здесь раньше делали кинокамеры, которыми снимали всю советскую классику, включая ”Летят журавли“,— рассказывает Борис Машковцев.— В 1990-е завод закрылся. Здание на Долгоруковской тем временем устарело морально. Союзмультфильмовцы его очень любили, я и сам поработал в нем месяц и успел почувствовал эту атмосферу, но оставаться в нем было практически невозможно. Минкульт дал нам это здание, профинансировал ремонт».