Ход красным конем

Выставка Кузьмы Петрова-Водкина открывается в Русском музее

ОгонёкКультура

Ход красным конем

Юбилейная выставка, приуроченная к 140-летию Кузьмы Петрова-Водкина (1878–1939), открывается в Русском музее. Здесь собраны 250 произведений живописи и графики из 20 музеев и частных коллекций

Людмила Лунина

Нет необходимости представлять «Купание красного коня» или «Петроградскую мадонну», «Портрет Ахматовой», изумительные натюрморты с гранеными стаканами и рассыпанными по скатерти коралловыми яблочками — творческое наследие Петрова-Водкина хрестоматийно известно. Его стиль изучен вдоль и поперек, рассмотрен сквозь лупу, награжден десятками эпитетов и точных определений: «символистский формализм», «нирванное состояние души», «чеканность пластики, акцентированная условность, искусственность гаммы, ясность планов».

Что всегда при этом изумляет, так это реакция на художника его современников, тех, кого можно было назвать петербургскими интеллектуалами 1910–1930-х годов. Их мнение было не то чтобы скептическим или, наоборот, восторженным и уважительным. Оно было запредельно грубым. Сомов называл Петрова-Водкина «скучным тупым претенциозным дураком», Горький — «человеком, всесторонне малограмотным». «Он любил вещать и поучать, философствовать и делал это неумело и бестолково»,— писал критик Эрих Голлербах. «Есть люди, которые все явления окружающего мира воспринимают как-то совсем по-своему,— вспоминал художник и искусствовед Владимир Конашевич.— Даже те из этих явлений, смысл которых человечеству давно известен, они понимают совершенно своеобразно. Эти люди живут как будто в другом мире… они бывают… или бездарно и тяжело тупые, или, наоборот, глубоко одаренные... Пример такой тяжеловесной гениальности я имел недавно перед глазами. Я имею в виду художника Петрова-Водкина… Толчком для такой своеобразной, в полном смысле слова самостоятельной работы мысли было, конечно, отсутствие школьного образования».

И что опять же удивительно: у Петрова-Водкина никак нельзя заподозрить необразованности. Он посвятил учебе 12 лет, учился в двух столицах в России, в Мюнхене и Париже и, как тогда было принято в аристократических семействах, завершил образование путешествием, побывал в Италии и даже в Алжире и Марокко. По количеству потраченного на образование времени и усилий с ним трудно поставить рядом какого-либо художника-современника. Нестыковка творчества и биографии завораживает и делает его постоянно актуальной фигурой.

Эскиз панно «Степан Разин». 1918

Водкинизм как предчувствие …

Кузьма Сергеевич родился в 1878 году в крестьянской семье в городке Хвалынске Саратовской губернии. Необычная фамилия досталась от деда-сапожника, любившего заложить за воротник. Окончив четыре класса городского училища, мальчик-подросток подрабатывал в артели иконописцев. Ученические штудии увидел заезжий столичный архитектор и увез юношу в Петербург, определил на два года в училище барона Штиглица, даже выхлопотал ему стипендию у хвалынских купцов. Еще 7 лет Петров-Водкин проведет в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавали Серов и Коровин.

В 1901 году он пару месяцев учился в Мюнхене в студии Антона Ашбэ, куда добрался из Москвы на велосипеде (по крайней мере, стартовал он точно на двух колесах). В 1905-м на 3 года он едет в Париж, откуда совершает вояжи в Италию и Африку. В 1908-м Петров-Водкин возвращается в Петербург с двумя сотнями готовых живописных работ и женой-француженкой — Марией Жозефиной Йованович, которую в России называли Марией Федоровной. Следующее десятилетие было невероятно интенсивным: он расписывал церкви, создавал театральные эскизы, пробовал себя как литератор, участвовал в выставках, в 1910-м возглавил художественную школу Елизаветы Званцевой вместо уехавшего в Париж Льва Бакста. В 1912-м он пишет легендарную картину «Купание красного коня», которую позже назовут предвестием Мировой войны и революции. Сегодня в Третьяковской галерее она открывает экспозицию русского искусства XX века.

Наступает 1917 год, Петрову-Водкину 39 лет. Его приглашают профессором в реорганизованную Академию художеств (Вхутемас/вхутеин), где он создает протокол высшего художественного образования. К его методам относились по-разному, кто-то считал их странными, но тогда это была «единственная учебная методология» (по словам искусствоведа Александра Боровского). И она работала: превращала вчерашних школьников в художников, в чем мы могли убедиться в 2016 году, когда Русский музей провел выставку «Круг Петрова-Водкина», собрав на ней всех учеников и последователей. Фамилии авторов принадлежали второму и третьему ряду в истории искусств, а произведения были все превосходными. В 1920-х термин «водкинизм» был в ходу без всякой иронии: влияние Кузьмы Сергеевича на молодое поколение нельзя было переоценить. В советском искусстве 1920–1950-х годов было всего три Учителя с большой буквы — Малевич, Филонов и Петров-Водкин. Наследие его учеников давно является предметом страстного коллекционирования.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Барометр Барометр

Какие у нас настроения

Огонёк, сентябрь'19
Апокалипсис сегодня Апокалипсис сегодня

Арт-группа AES+F показывает ретроспективу в Петербурге

Vogue, сентябрь'19
Ближе к телу Ближе к телу

Новая пассия Бена Аффлека, американская модель Шона Секстон

Playboy, август'19
Репортаж Репортаж

Изучаем светскую жизнь регионов

SNC, июнь'18
Серия пенальти Серия пенальти

Большое духовное путешествие на остров Маврикий

Elle, июнь'18
Женщины в футболе Женщины в футболе

Женский футбол — совершенно недооцененный спорт

L’Officiel, июнь'18
Пополнение в семье туров в Московском зоопарке Пополнение в семье туров в Московском зоопарке

13 мая в Московском зоопарке родился детеныш дагестанского тура

National Geographic, май'18
Дерзкий выпад Дерзкий выпад

Genesis дешевле своих старших братьев, зато по части драйва даст фору обоим

АвтоМир, май'18
Как одержимые Как одержимые

Почему страсть обладания косметикой приобрела столь впечатляющий масштаб?

Elle, июнь'18
Лондон как искусство: отель Brown's Лондон как искусство: отель Brown's

Первый отель Лондона и одно из любимых мест сэра Уинстона Черчилля.

National Geographic, май'18
Пройти сквозь стену Пройти сквозь стену

Как российский бизнес пробивается на бездонный потребительский рынок Китая

Forbes, июнь'18
Впервые на видео: полигамная семья виргинских филинов Впервые на видео: полигамная семья виргинских филинов

Сенсационное наблюдение о брачном поведении этих птиц

National Geographic, май'18
Гость из будущего Гость из будущего

Разговор с Максимом Диденко о майских премьерах «Текст» (18+) и Asmodeus (18+)

Glamour, июнь'18
Хозяин Тбилиси Хозяин Тбилиси

Бывший игрок «Милана» стал главой Тбилиси

GQ, июнь'18
С расчётом на будущее С расчётом на будущее

Как научить ребёнка математике в России и США

Robb Report, апрель'18
Компостируй это Компостируй это

Что нужно сделать, чтобы преодолеть мусорный кризис

Русский репортер, май'18
Пума атаковала двух человек в США – и это из ряда вон Пума атаковала двух человек в США – и это из ряда вон

В одном из парков штата Вашингтон пума напала на велосипедистов

National Geographic, май'18
Куда дует мусорный ветер Куда дует мусорный ветер

Из экологической напасти бытовой мусор должен превратиться в ценный ресурс

Эксперт, май'18
Не помеха Не помеха

Тренировки с препятствиями

Men’s Health, июнь'18
Сила воды Сила воды

Ландшафт для медитации

SALON-Interior, июнь'18
Распределение ролей Распределение ролей

Что дает ребенку на разных этапах развития и взросления каждый член семьи

Psychologies, июнь'18
Демоны Карла Маркса Демоны Карла Маркса

Почему отец коммунистической теории изменял жене и не любил Россию

Огонёк, май'18
Последствия урагана в Астане: повреждены Дворец Мира и мечеть Последствия урагана в Астане: повреждены Дворец Мира и мечеть

22 мая во второй половине дня на Астану обрушился ураган

National Geographic, май'18
25 лучших фильмов о Второй мировой войне 25 лучших фильмов о Второй мировой войне

Не только советские и российские фильмы про войну, но и зарубежные

Maxim, май'18
Самый главный лимузин: 3 неприятности, которые не грозят «Кортежу» Путина Самый главный лимузин: 3 неприятности, которые не грозят «Кортежу» Путина

Несколько неприятных случаев, происходивших с машинами первых лиц государств

Men’s Health, май'18
Культурный слой Культурный слой

Мы уже не представляем домашний уход без масок для лица

Cosmopolitan, июнь'18
Эффект плацдарма: как муравьи захватили мир Эффект плацдарма: как муравьи захватили мир

Международная группа биологов изучила пути распространения муравьев

National Geographic, май'18
Сидеть подано Сидеть подано

Стулья как предмет высокого мебельного искусства

Robb Report, июнь'18
Другой подход к капитализму Другой подход к капитализму

Приобретение Fortum части Uniper может благоприятно отразиться на энергетике

Эксперт, апрель'18
Грезы в вигваме Грезы в вигваме

Ирина Темичева оказалась и в жизни веселой и жизнерадостной

Maxim, июнь'18