Есть или не есть?
О пирожках тети Нади
Обсуждение питания в дошкольных и школьных учреждениях в родительских сообществах было и остается главной темой. Любые новости по этому поводу, например недавнее обсуждение новых санитарно-эпидемиологических норм, вызывают бурю эмоций. Но тема шире. «Есть или не есть?» — вопрос для каждого родителя такой же гамлетовский, как «быть или не быть». А у меня накопился богатый опыт наблюдений за столовой обычной московской школы. Той самой, которую окончил мой сын и в которую сейчас ходит дочь.
Наши четвероклашки едят после второго урока. Хлеб на большой тарелке, какао, манная каша, на отдельной тарелке — нарезанный тонюсенькими ломтиками плавленый сырок. Этот сырок давно не дает мне покоя. Моя дочь его обожает. И поскольку мало кто из детей его любит, она съедает сразу несколько сырков. Сима попросила меня купить ей плавленый сыр, и я смела в магазине все образцы, которые нашла, включая знаменитый сырок «Дружба» — его еще нам давали в школе. Ни один по вкусу не совпал…
После завтрака моя дочь и еще одна девочка подошли к сахарнице, которая стояла на отдельном столе, сделали вид, что просто проходят мимо, цапнули каждая по кусочку и тут же спрятали за щекой.
— Гимнастки,— с тяжелым вздохом сказала мне повариха тетя Надя, которая еще моего сына кормила,— бедные девочки. Ножки, как палочки. В чем душа только держится? Я им эту сахарницу специально выставляю, чтобы хоть сладенького поели… Даня! Тебе нельзя какао! — тетя Надя, классическая повариха из детских книг, мягкая, в белом халате и колпаке, пышная, как сдобная булочка, прытко подскочила к кастрюле с какао и заслонила ее своим телом. Даня пытался поднырнуть под руку поварихи, но не получилось.
— Ему нельзя. Аллергия. Бедные дети, все аллергики. Одному то нельзя, другому это. Даже молоко некоторым нельзя! Ну вот скажи! Разве раньше такое было? Да мы про аллергию ничего не слышали! Да, были диатезники, но один на всю группу! Я ж в детском саду еще работала. Да если бы мы не по ГОСТу приготовили, так нас бы тут же посадили в тюрьму! А сейчас все жалуются — не вкусно, плохо готовим, дети не едят, нос воротят. Помнишь, как все ко мне за пирожками приходили? Потом запретили за