«Ему было нечего терять»
Исполнилось 215 лет первому в истории России кругосветному плаванию Ивана Федоровича Крузенштерна. О малоизвестных подробностях исторического путешествия — в интервью члена Русского географического общества и носителя знаменитой фамилии — Алексея Крузенштерна
Строго говоря, кораблей было два — «Надежда» и «Нева», первым командовал Иван Крузенштерн, вторым — Юрий Лисянский. Они вышли из Кронштадта 7 августа 1803 года, прошли мимо Великобритании, затем пересекли экватор в Атлантическом океане, обогнули мыс Горн, побывали на Аляске, в Японии, на Сахалине, в Китае и, миновав Африку, вернулись обратно в Кронштадт, да еще периодически расходились на этом непростом маршруте. Как и все, что случается в первый раз, та первая кругосветка сразу стала легендарной — столько всего сошлось! Ну, например, именно с Крузенштерна и его плавания начался настоящий бум отечественных кругосветок — пожалуй, в XIX веке в этом вопросе Россия могла дать фору любой другой морской державе. Или вот еще интересный факт: на «Надежде» налаживать отношения с Японией был отправлен камергер Николай Резанов — тот самый, который стал героем популярного мюзикла «Юнона и Авось». А знаете ли вы, что с ними вместе отплыл и легендарный бретер Толстой-Американец (один из прототипов главного героя в известном фильме «Дуэлянт»)? Не менее интересна экономическая сторона экспедиции: она была организована при участии Российско-Американской компании (РАК) — отечественного аналога Ост-Индской компании,— созданной для… освоения Аляски! И кстати, многие из последующих русских кругосветок, а их еще было немало, тоже патронировала РАК — и тут сразу напрашиваются аналогии с современными нефтегазовыми гигантами.
Что еще осталось за кадром и на полях первой русской кругосветной экспедиции? «Огонек» расспросил члена Русского географического общества и издателя Алексея Крузенштерна — о том, как его легендарный предок обошел весь мир и прославил свою фамилию.
— Как получилось, что именно Иван Федорович Крузенштерн возглавил нашу первую кругосветку?
— История русских кругосветных путешествий значительно глубже: известно, что дневники Антонио Пигафетты (спутника Магеллана по первой кругосветке) были переведены на русский и представлены на суд наших самодержцев уже в 20-х годах XVI века! То есть Россия всегда пыталась определить себя в мировом пространстве, но звезды сошлись именно на Иване Федоровиче. Молодой, энергичный и нищий, ему было нечего терять, кроме доброго имени, и при этом в нем был заложен ген странствий. И вот в своем проекте, переданном императору через министра коммерции Румянцева, Крузенштерн объяснял, что России необходимо налаживать мировую торговлю. Это, в свою очередь, совпало с интересами Александра I — император вошел в число учредителей Российско-Американской компании. И было принято решение: организовать такую экспедицию под командованием Крузенштерна.
Мне, кстати, долгое время не давала покоя загадка: как получилось, что проект лейтенанта Крузенштерна попал к самому министру коммерции графу Румянцеву и был одобрен? Что за стечение обстоятельств? Так вот несколько лет назад один мой коллега случайно открыл список выпускников кадетского корпуса и вдруг заметил, что Иван Федорович учился… с племянником Румянцева!
Невероятно тяжелые условия выживания
— С экономикой понятно. А насколько важно было доставить камергера Резанова в Японию для налаживания дипломатических связей?
— Это сложная история: решение об отправке миссии в Японию было принято буквально за месяц до начала экспедиции, у них было мало времени, чтобы подготовиться. Это говорит о том, что Александр I на самом деле хотел удалить Резанова из Петербурга, так как тот был связан с заговором против его отца, императора Павла. Еще раз: посольство в Японию было не подготовлено, поэтому и успеха оно не принесло, а в каком-то смысле даже оказалось вредным (японский император не принял посольство и отказался торговать с Россией.— «О»).
— А наука? Она интересовала организаторов экспедиции?
— Интересовала, но в последнюю очередь. По сути, научные достижения экспедиции: составление атласа Южного моря или этнографические зарисовки — все это было личной инициативой ее участников. Что, конечно, нисколько не умаляет полученных научных результатов. Например, японские исследователи, занимающиеся историей ихтиологии, боготворят экспедицию Крузенштерна: собирают по всему миру чучела рыб, привезенные из плавания, описывают их… Если у предшественников Крузенштерна, Кука или Магеллана, основной задачей была колонизация, то наша экспедиция пыталась наладить мирную торговлю и описать мир.
— А что это за история с головой казненного китайского разбойника, которую похитил участник экспедиции — швейцарский астроном Иоганн-Каспар Горнер? В вашей книге «Вокруг света с Крузенштерном» говорится, что он хотел привезти в Европу подлинный китайский череп…
— Больше написанного не скажу — поди сейчас проверь. Но это не современные фантазии. А тому, что написано до начала XX века, я склонен (пусть и с оговорками) доверять.
— Вернемся к торговой миссии кругосветки. Она удалась?
— Полностью. Пушнина, собранная на Аляске, была продана в Китае, там, в свою очередь, были закуплены чай и специи, которые успешно реализовали в России.
— Получается Российско-Американская компания, которая патронировала экспедицию, теперь могла конкурировать со знаменитой британской Ост-Индской компанией?
— Я не специалист по Российско-Американской компании, но вот вам одна деталь: посмотрите, как русские экспедиции «вспахали» Тихий океан! И, напротив, через Индийский океан проходило всегда два маршрута, по которым наши корабли передвигались как будто строем. Я обсуждал этот парадокс с экспертами, спрашивал, были ли какие-то договоренности с Великобританией на сей счет? Эксперты считают, что, похоже, были. Поэтому не думаю, что хоть какой-то компании могли позволить стать вровень с Ост-Индской…