Дом для странника
Мемориальный дом Василия Верещагина в Череповце, единственный в мире музей художника, выйдет из карантина в новом обличье — с деревянным тротуаром, витыми фонарями и резным палисадом
Основная часть реконструкции музея, которая продолжается более полугода, выпала на карантинные месяцы. Вышло, как у Верещагиных, крепких провинциальных хозяев: если нельзя ехать в поле, полезай чинить крышу на амбаре.
Домик маленький и, как говорят на Вологодчине, неражий, но других мемориальных домов у Василия Верещагина нет. Художник объездил весь мир, подолгу жил в Германии и Франции, но все дома, им спроектированные и построенные, по мистическому совпадению гибли — отсуживались и ломались, разбирались на дрова и стройматериалы и даже тонули. Спустя три десятка лет после смерти Василия Верещагина, который ушел на дно вместе с подорвавшимся на японской мине броненосцем «Петропавловск», Рыбинское водохранилище сомкнулось над крышей загородного имения Верещагиных, где художник провел детство.
Верещагинский квартал
Между двумя старинными двухэтажными домиками, в которых Гоголь мог бы поселить Агафью Тихоновну или Бобчинского, ревет огромный желтый экскаватор иностранной марки. Когда он размахивает стрелой, звенят стекла верещагинской усадьбы, а сотрудники музея замедляют ход мягких тапочек — не задел бы.
На музейной территории хватает новоделов, но деревья в саду, старые амбары и даже насыпные дорожки помнят Верещагиных, родителей и детей. Череповец был для художника городом детства: здесь он стал рисовать, восхитившись рисунком на платке няни, но написать портрет самой няни не успел. В 9 лет уехал учиться в Санкт-Петербург и, кроме как на каникулы, в родной город больше не возвращался.
Еще при жизни Василия Верещагина мать художника продала дом череповецкому купцу, после революции здание было национализировано, но лишь в 1960‑м стало историческим памятником. Музей здесь открылся накануне перестройки, но вскоре едва не был снесен — через усадьбу хотели проложить шоссе, выходящее на новый мост. Культурная общественность отстояла дом, а шоссе и мост вежливо подвинулись.
Спустя годы экскаваторы все-таки проникли за верещагинский забор, но уже по другому поводу. На грантовые деньги Минстроя России в Череповце не только дом художника отремонтируют и сад приведут в порядок, но и отреставрируют целый Верещагинский квартал.
За полгода строители поменяли все сети, отстроили и стилизовали под старину насосную и трансформаторную будки, отреставрировали несколько бревенчатых хозпостроек. Со дня на день в гоки и восстановить деревянный тротуар и булыжную мостовую, как было при Верещагиных.
Дом Верещагиных и несколько окрестных зданий нужной эпохи ждут капитального ремонта. Задумана и установка памятника художнику, ныне город довольствуется лишь бюстом. Звучат предложения представить братьев Верещагиных, художника и изобретателя «Вологодского масла», в образе детей перед отправкой на учебу в Петербург: в глазах страх и желание покорить мир.
Рев экскаваторов будет оглашать окрестности верещагинской усадьбы еще не один год. Но в городе верят, что это приведет к росту числа туристов и оживлению исторического центра, который вымирает по вечерам и в выходные.
«Летом в музее самый большой поток посетителей — туристы,— говорит старший научный сотрудник музея Любовь Маликова, которая на протяжении многих лет возглавляла дом-музей Верещагиных.— Принимаем гостей из самых разных у каждого россиянина ассоциировались бы с Череповцом, как Чайковский и Клин, Чехов и Таганрог».