Будущее под ногами
Сингапурским экономическим чудесам на земле уже тесно: они рвутся в небо. Новый тренд отчетливо обозначила выставка Singapore Airshow — 2018, организаторы которой очертили контуры авиации будущего и заодно представили то, как они видят их сами. «Огонек» примерил это авиабудущее на себя.
Делать чудеса осязаемыми — главная специальность шестимиллионного города-государства, которой Сингапур верен во все времена. Сборка на экспорт компьютеров в одной из беднейших (в 1960-е) стран мира; небоскребы, возведенные на песке и манящие туристов со всего света; крупнейшие спортивные турниры, обретающие вторую молодость,— на этом волшебном острове знают, как ковать будущее. Теперь пришла очередь авиации.
В год двух мало что говорящих миру юбилеев — 60-летия Авиаакадемии (кузницы кадров местного авиапрома) и 50-летия сингапурских ВВС — остров Льва («синга» — лев по-малайски) решил поделиться с миром своим видением перспектив авиации. И сделал это по обыкновению ярко — через аттракцион, от которого дух захватывает и у авиапассажиров со стажем.
Улетный Сингапур
Оказывается, будущее уже у нас под ногами — достаточно ступить на туго натянутую высоко над землей сетку с крупными ячеями. Вы идете по навесному мосту, буквально подошвами ощущая пружинящую аорту воздушного пространства… С каждым шагом ощущение сильней: то ли учишься ходить по воздуху, то ли в том будущем, куда мы погружаемся с каждым шагом, разницы между небом и землей уже нет.
Аттракцион Sky Nets — одна из изюминок завершившегося в Сингапуре крупнейшего в Азии и третьего в мире Singapore Airshow — 2018. Он своего рода визитная карточка: представляет проект аэропорта нового типа — Jewel Changi («Сокровище Чанги»).
Сетка, что у вас под ногами,— многократно уменьшенная копия навесного моста, по которому в скором времени на высоте 25 метров над землей будут перемещаться пассажиры в Чанги, чтобы попасть в уникальную рекреационную зону между терминалами. Им предоставляется уникальный шанс: увидеть ее панораму с высоты птичьего полета.
Автор проекта Jewel Changi — всемирно известный израильский и американский архитектор Моше Сафди. Он поработал во многих странах, а Сингапуру уже подарил одно чудо — три 55-этажных башни комплекса Marina Bay Sands на берегу залива в центре города. Эта причудливая конструкция, на 200-метровой высоте украшенная большой террасой в виде гондолы с бассейном и огромным садом,— на сегодня, пожалуй, самая необычная в Сингапуре, жителей которого удивить трудно. Теперь Сафди намерен превзойти себя: хочет построить дом для «авиации будущего». Сделать это он намерен в действующем и считающемся одним из лучших в мире аэропорту Чанги.
Рекреационная зона для пассажиров, внутри которой можно будет перемещаться по «небесным сетям» Sky Nets, включит в себя 40-метровый водопад Rain Vortex (крупнейший в мире в закрытом помещении) и пятиуровневую лесопарковую зону Forest Valley, где высадят тысячи деревьев из шести стран, расположенных в разных климатических поясах. Ночью подсветка Rain Vortex будет превращать его в разноцветное зарево из брызг, переливающихся как драгоценные камни (отсюда, видимо, идея назвать проект «Сокровищем Чанги»).
Словом, на походе еще одно чудо света, хотя ответ на вопрос, зачем это великолепие с водопадом и лесопарковой зоной в аэропорту, не очевиден. Для большинства из нас ведь аэропорт имеет вполне прикладное значение: прилететь, улететь или совершить транзит, скоротав час-другой между рейсами. Но мой собеседник на Singapore Airshow — 2018 Вон Чи Мин — вице-президент компании Sats Gateway, занимающейся обслуживанием не только Чанги, но и десятков международных аэропортов, с этой трактовкой не согласен категорически.
— Рынок авиаперевозок растет стремительно. Тот же Чанги уже связан с более чем 400 аэропортами из сотни стран,— объясняет господин Вон.— В условиях все более жесткой конкуренции мы хотим закрепить лидерство, переосмыслив концепцию того, из чего складывается качество перелета. Мы считаем, это не только надежность, не только безопасность и развитая инфраструктура, но и новое качество жизни внутри того сжатого временного отрезка, которое путешественник проводит в аэропорту.
Иными словами, водопад, парк и прочее — это борьба за конкурентное преимущество. Jewel Changi откроется в 2019‑м и станет мощным стимулом в пользу того, чтобы перенаправить часть мирового пассажиропотока в Сингапур, резюмирует собеседник «Огонька».
Грядущее благоустройство — лишь одна сторона авиабудущего. В Чанги и сегодня можно увидеть то, чего нет в аэропортах Франкфурта или Нью-Йорка. Например, Follow me trolley — тележка «Следуй за мной» для перевозки багажа. Для управления не нужен водитель: достаточно прикоснуться рукой и она следует за вами, как отлично выдрессированная овчарка. Вы идете направо — у вас за спиной тележка поворачивает направо, налево — повторяет ваше движение. Вы останавливаетесь — тележка замирает как вкопанная.