Битва за импичмент
Чем шире круг лиц, втянутых в слушания по импичменту, тем очевиднее: этот процесс, запущенный палатой представителей, может спутать карты абсолютно всем кандидатам на выборах нового президента США в ноябре 2020 года
Примерно две недели назад в вашингтонском аэропорту имени Даллеса двух пассажиров, собиравшихся вылететь в Вену, попросили пройти не на посадку, а в специальное помещение, где их ждали американские следователи. Там уроженец Украины Лев Парнас и выходец из Белоруссии Игорь Фруман, проживающие в последние годы в штате Флорида, были задержаны по подозрению в незаконном финансировании предвыборных кампаний и лоббистской деятельности. Прокуратура Южного округа штата Нью-Йорк, предъявившая им обвинения, считает, что в 2018 году они передали более 300 тысяч долларов комитетам политических действий, созданным для поддержки президента Дональда Трампа. Но самое главное — задержанные были напрямую связаны с личным президентским адвокатом, экс-мэром Нью-Йорка Рудольфом Джулиани.
В другое время эта мутная история, коих в Америке случается немало, могла бы остаться почти незамеченной. Но сейчас она оказалась неотъемлемой частью, пожалуй, самого громкого за последние годы скандала, изо всех сил раздуваемого Демократической партией в надежде отстранить от власти республиканца Трампа. 24 сентября спикер находящейся под контролем демократов Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси объявила о начале процедуры импичмента президента. О значении этого шага, к которому давно готовилась, но который никак не решалась сделать оппозиция, говорит хотя бы тот факт, что до сих пор в американской истории такое случалось лишь трижды.
Украинская увертюра
Согласно Конституции США, импичмент предусматривает привлечение к ответственности путем отстранения от должности федеральных служащих, в том числе президента, если «они будут признаны виновными в измене, взяточничестве или других тяжких преступлениях и проступках». При этом ни разу подобные действия в отношении главы государства еще не были доведены до конца. В 1868‑м 17-го президента США Эндрю Джонсона обвинили в незаконном увольнении военного министра, а в 1998-м 42-го президента страны Билла Клинтона — в лжесвидетельстве и препятствовании правосудию в ходе сексуального скандала с Моникой Левински, однако оба они были оправданы. В 1974 году 37-й президент США Ричард Никсон сам ушел в отставку под угрозой импичмента в связи с Уотергейтским скандалом.
Что касается Трампа, то поводом для начала процедуры импичмента стал, как известно, его июльский телефонный разговор с украинским коллегой Владимиром Зеленским, в ходе которого президент США просил своего собеседника возобновить расследование в отношении газовой компании «Бурисма» и входившего в состав ее совета директоров сына бывшего вице-президента США демократа Джозефа Байдена — Хантера. Рассчитывая таким образом дискредитировать своего самого опасного соперника на президентских выборах в 2020 году, Трамп поручил Джулиани вплотную заняться этим делом. Согласно опросам, Байден по-прежнему лидирует среди претендентов в официальные кандидаты Демпартии, опережая ближайших преследователей — сенаторов Элизабет Уоррен и Берни Сандерса — на 6 и 14 процентных пунктов.
Трамп, по свидетельству его окружения, боится Байдена. И рассчитывает накопать на него компромат с помощью украинских властей, которые ранее уже начинали, а затем прекращали расследование против «Бурисмы», где Хантер Байден получал зарплату в 50 тысяч долларов в месяц и, по некоторым сведениям, еще столько же в виде вознаграждения, поступавшего на счет его фирмы в США. С учетом того, что бывший вице-президент курировал в администрации Барака Обамы отношения с Украиной, многие усматривают в этом по меньшей мере конфликт интересов. В 2016-м Байден настоял на увольнении украинского генпрокурора Виктора Шокина, который вел дело против «Бурисмы», пригрозив в противном случае лишить Киев финансовой помощи США. Сейчас он утверждает, что сделал это исключительно потому, что Шокин недостаточно активно вел борьбу с коррупцией, а вовсе не для того, чтобы его сын избежал неприятностей.
Однако у бывшего украинского прокурора имелась несколько иная версия этих событий, которой он успел поделиться с Джулиани. И сделал это Шокин с помощью своих знакомых в Америке — тех самых Парнаса и Фрумана, выступавших посредниками в организации встреч президентского адвоката с украинскими официальными лицами. Со своей стороны, Трамп в разговоре с Зеленским настоятельно просил его оказать Джулиани содействие, а затем весьма подозрительным образом — под предлогом ревизии — заморозил предоставление военной помощи Украине. Известно об этом стало, когда некий информатор из числа сотрудников ЦРУ направил председателям комитетов по разведке Сената и Палаты представителей письмо, в котором, ссылаясь на свои контакты в Белом доме, изложил содержание беседы Трампа с Зеленским.