Ярмарка признания
В конце июля в Зальцбурге открылся старейший музыкальный фестиваль планеты, в этом году проходящий под знаком смены Элит. Интендант Маркус Хинтерхойзер выводит на большую международную сцену новое поколение, причем исполнители из России занимают в нем ключевое место, свидетельствует обозреватель «Огонька»
195 представлений, 260 тысяч зрителей из 81 страны, 27 млн евро выручки от продажи билетов: изучая статистические выкладки австрийского правительства, отчетливо понимаешь, что набившая оскомину формулировка про «центр оперной вселенной» применительно к Зальцбургу — не фигура речи, а констатация факта. Основанный в 1920 году Рихардом Штраусом фестиваль похож на метеостанцию, чутко улавливающую малейшие колебания художественной моды и рассчитывающую точнейшие прогнозы того, как музыкальная сцена будет развиваться в ближайшие годы. На заре 1990-х Зальцбург с успехом доказал, что опера — самый сложный, трудоемкий и дорогой из синтетических жанров, искусство, глубоко буржуазное по своей сути — может быть чем-то большим, чем просто высоко-бюджетной «ярмаркой тщеславия». Интеллектуальность и полемический запал при этом отнюдь не противоречит столь ценимой в Австрии респектабельности: в начале XXI века здесь по-прежнему собираются сливки академического музыкального мира, каждое лето превращая родной город Моцарта в место паломничества просвещенных меломанов, точь-в-точь как это было в 1930-е или в 1970-е, когда фестиваль возглавляли дирижеры-титаны Вильгельм Фуртвенглер и Герберт фон Караян.
Нынешнему худруку австрийского форума Маркусу Хинтерхойзеру досталось тяжелое наследство: в начале нулевых частые отставки интендантов и, как следствие, хаотичная культурная политика основательно подпортили репутацию Зальцбурга: из музыкального центра Европы рубежа веков он превратился в закрытый аристократический клуб любителей дорогих удовольствий. По здешнему дресс-коду и сегодня можно отслеживать дизайнерские тренды с такой же степенью точности, как по показам какой-нибудь Миланской недели моды, но вкусы зальцбургской публике пришлось скорректировать, причем достаточно основательно, сделав ставку на поиск и эксперимент, Хинтерхойзер в первый же год своего интендантства вернул фестивалю статус форпоста актуального музыкального театра. Судя по программе нынешнего года, на достигнутом он останавливаться не намерен: достаточно даже беглого взгляда на афишу,