Арктическая выгода
По северному морскому пути из Находки в Санкт-Петербург отправился океанский контейнеровоз Venta. Этот первый проход по СМП судна подобного типа открывает для российского арктического маршрута новые перспективы
В конце августа контейнеровоз, груженный рефрижераторами с рыбной продукцией, вышел из Находки в южнокорейский порт Пусан, там загрузился электроникой (Venta может взять на борт 3600 морских контейнеров) и взял курс на Санкт-Петербург. Прибытие ожидается в конце сентября. Если бы контейнеровоз выбрал традиционный путь через Суэцкий канал, это заняло бы 50 дней.
До сих пор контейнеровозы по СМП не ходили, и в этом уникальность подобного рейса. Событие такого же масштаба — первое успешное плавание по СМП за одну навигацию, которое совершил ледокольный пароход «Александр Сибиряков» в 1932 году. Или рейс танкера-газовоза «Кристоф де Маржери» в прошлом году из Норвегии в Южную Корею. От мыса Желания на Новой Земле до мыса Дежнева (2193 мили) он прошел за рекордные 6 с половиной суток — танкеру, что называется, повезло, вода была чистая и ледокольного сопровождения, или, как говорят специалисты, проводки, просто не понадобилось
Организовала нынешний рейс международная компания Maersk Line (Venta вышла в море под датским флагом). Она же и построила на верфи в Чжоушане (Китай) это судно ледового класса Arc4 — длиной в 200 м и шириной 35 м. Всего таких судов построено четыре, у Venta есть еще три сестры: Vistula, Volga и Vayenga. Они предназначены для плавания в зимних условиях при низких температурах, имеют защищенную палубу для безопасной швартовки в зимних условиях и закрытые крылья капитанского мостика для безопасного маневрирования и захода в гавань. А топливо, используемое на этих судах, полностью соответствует правилам — требованиям Зоны контроля выбросов (Emission Control Area, ECA), установленным Международной морской организацией.
Но в высокие широты по нашему СМП первой отправилась Venta. После этого рейса она будет работать в замерзающей части Балтийского моря.
В компании Maersk «Огоньку» сказали, что это «пробный проход, который позволит изучить оперативную целесообразность контейнерных перевозок по Северному морскому пути и собрать данные. Мы сейчас не рассматриваем Северный морской путь в качестве коммерческой альтернативы нашей существующей сети, которая определяется спросом наших клиентов, характером торговли и населенными пунктами. Мы учитываем, что Северный маршрут возможен только три месяца в году». Если проще — компания попытается просчитать коммерческие преимущества провоза груза по СМП. Пока что таких расчетов нет ни у кого.
В компании также уточнили: на судне работают 26 членов экипажа, прошедшие специальную подготовку к плаванию во льдах. Так же Venta взяла на борт российских ледовых лоцманов, «которые будут находиться на судне в течение всего транзита для обеспечения безопасности прохода».
На подготовку рейса ушло 10 месяцев — переговоры компании с Федеральным агентством морского и речного транспорта (Росморречфлот) и с администрацией Севморпути начались в октябре прошлого года.