Фильм «Коллектор» Алексея Красовского получил приз на фестивале в Карловых Варах. О ренессансе русского психологического кино «Огонек» поговорил с режиссером фильма.

Огонёк

Культура | Персона

«Мой герой просто заигрался»

Фильм «Коллектор» Алексея Красовского получил приз на фестивале в Карловых Варах. О ренессансе русского психологического кино «Огонек» поговорил с режиссером фильма

Герой «Коллектора» (Константин Хабенский), Артур, работает с крупными должниками: его метод — узнать о клиенте как можно больше подробностей из его жизни и давить на болевые точки. Ежедневные психологические атаки приводят к успешному результату, но однажды сам Артур попадает в сходную ситуацию: в Сети появляется скандальное видео с его участием. Теперь Артура атакуют другие — его же методами. За несколько часов, пока длится это противостояние, с героем происходит внутренний переворот. Фильм удостоен двух наград на «Кинотавре», а также получил приз на фестивале в Карловых Варах.

— В вашем фильме многое, если не все, завязано на одном актере. Как вам удалось уговорить Хабенского?

— Я его особо не уговаривал. Когда у нас появился бюджет на съемки, я отправил Константину сценарий. Через день или два он прочитал и предложил встретиться. Мы обсудили узловые моменты, поняли, что собираемся двигаться в одном направлении, понимаем друг друга одинаково. Дальше все разворачивалось довольно быстро.

— Вероятно, Хабенский согласился по той же причине, по которой звезды Голливуда соглашаются сыграть в независимом проекте, где-нибудь на Бродвее, чтобы не растерять актерских навыков.

— Я каждый раз тушуюсь, когда мне предлагают интерпретировать решение Константина Хабенского. Мне хотелось бы думать, что да, именно по этой причине он согласился. Но такой ответ будет расценен как раздутое самомнение режиссера. Конечно, я мечтал, чтобы в главной роли был большой актер, который приковал бы к себе внимание. У Константина был, я думаю, встречный интерес, он до этого сделал моноспектакль «Контрабас» в театре, и роль в «Коллекторе» была для него в своем роде симметричной. Там — моноспектакль, здесь — монофильм. Разница в том что в театре у вас как актера есть поддержка зрителя, в кино с этим сложнее. Кажется, сейчас я нечаянно процитировал его ответ на один из таких вопросов.

— У нас такого психологического кино вообще не было лет 20. Самая близкая аналогия — единственный телефильм Михалкова «Без свидетелей» (1984). Тоже замкнутое пространство, комната на двоих, и решается моральный вопрос. Но там, по крайней мере, двое. А у вас в кадре фактически разговор с самим собой. Вам не кажется, что у нас уже нет массового зрителя, способного такое кино понять?

— Если сильно не углубляться, то на поверхности у нас довольно популярный жанр — триллер: человека загнали в угол, обвиняют в преступлении, времени, чтобы доказать невиновность, мало, поэтому надо действовать быстро, к тому же Артур, может быть, действительно виноват, словом, в фильме есть масса загадок, над которыми можно поломать голову в зрительном зале. Приставка «психологический» отвалилась не случайно, чтобы лишний раз не спугнуть, но со временем — я верю — она вернется. Наш зритель такими фильмами не избалован, поэтому вряд ли можно назвать точную цифру: сколько у нас потребителей психологического кино. Тут ведь есть и другая, для нас более важная проблема: как донести такую картину до зрителя? Потому что снять ее, как видите, не так сложно, нам понадобилось всего семь дней. До «Коллектора» я делал детективный сериал «Откровения», в котором было два актера и одно место действия. Сериал снимался по заказу телеканала «Звезда», хотя их зритель больше привык смотреть военно-патриотические фильмы. Но руководство канала тогда не побоялось рискнуть и повернуться в сторону эксперимента, которого тогда еще не было на российском ТВ. Сейчас не боятся рискнуть наши прокатчик и дистрибутор, которые прилагают максимум усилий, чтобы мы со зрителем друг друга нашли.

— Отсутствие настоящего конфликта, сложности характеров — ахиллесова пята нашего кино. В вашем герое много всего намешано — и доброго, и злого, поэтому мы верим в его существование.

— Самое удивительное, что не только зрители «Кинотавра», но и зрители Карловых Вар задавали примерно один и тот же вопрос: герой все-таки плохой или хороший? Многим хотелось услышать однозначный ответ, чтобы мы определились: его можно жалеть или нельзя? Любопытно, в какой момент вдруг стали бояться амбивалентных героев? В современных сериалах герои давно уже такие, там нет персонажей строго положительных или отрицательных. А вот из современного кино амбивалентный персонаж куда-то исчез. Но приходится констатировать: сложные герои ушли в сериалы…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Счастливые предсказания не сбываются Счастливые предсказания не сбываются

Мы сбились с пути или ходим по спирали?

Огонёк
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Технопарад Технопарад

Машина в доме, пирамиды на воде и тайна «убийцы динозавров»: парад технологий

ТехИнсайдер
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Наука о счастье: какой может быть хэппиномика Наука о счастье: какой может быть хэппиномика

Какой может быть наука о счастье и что она способна дать человечеству?

Forbes
Есть контакт Есть контакт

Певец и продюсер ELMAN о музыке в его жизни и его жизни в музыке

Men Today
Янина Жеймо-Костричкина: «Вокруг «Золушки» плелись коварные интриги...» Янина Жеймо-Костричкина: «Вокруг «Золушки» плелись коварные интриги...»

«До последнего вздоха мама оставалась советской гражданкой»

Коллекция. Караван историй
Нужно ли удалять аденоиды или само пройдёт? Нужно ли удалять аденоиды или само пройдёт?

Что такое аденоиды и может ли ребенок их «перерасти»?

Здоровье
ДНК всемогущая ДНК всемогущая

Можно ли узнать все о своем происхождении благодаря генетическим исследованиям?

Grazia
Золотые меандры Сиинэ Золотые меандры Сиинэ

Водный и горный туризм в Якутии: путешествие от первого лица

Наука и жизнь
Джонни, бегут Джонни, бегут

Как тяга к красивым цифрам заставила Антона Иванова пробежать 42 км в 42 года

Men Today
Успешная диверсификация: как и зачем создавать новые направления бизнеса Успешная диверсификация: как и зачем создавать новые направления бизнеса

Действительно ли стартап необходимо запускать новые бизнес-юниты?

Inc.
Под кайтом Под кайтом

Как побить мировой рекорд скорости для парусных судов

ТехИнсайдер
Кончилась пленка, мотай Кончилась пленка, мотай

«Хэл Эшби: Ад и рай Голливуда»: об уникальном авторе эпохи Нового Голливуда

Weekend
Темные звезды: почему токсичные сотрудники подрывают работу и как этому противостоять Темные звезды: почему токсичные сотрудники подрывают работу и как этому противостоять

Стоит ли закрывать глаза на агрессию, если человек приносит компании прибыль?

Forbes
Папа умер, отче жив Папа умер, отче жив

«Конклав»: политико-нравственный триллер о правлении католической церкви

Weekend
Honda представила кроссовер Passport четвертого поколения, сделав акцент на внедорожные характеристики и сохранив 3.5V6 Honda представила кроссовер Passport четвертого поколения, сделав акцент на внедорожные характеристики и сохранив 3.5V6

Новый Passort от Honda: смесь классического SUV и копия Isuzu Rodeo

4x4 Club
Стремящаяся вверх Стремящаяся вверх

Евгения Леонтьева — альпинистка и спортивный фотограф

Отдых в России
Кочегар Кочегар

История Прохора, который трудится в необычной кочегарне

Знание – сила
Открыть в приложении