Культура | Персона
«Мой герой просто заигрался»
Фильм «Коллектор» Алексея Красовского получил приз на фестивале в Карловых Варах. О ренессансе русского психологического кино «Огонек» поговорил с режиссером фильма
Герой «Коллектора» (Константин Хабенский), Артур, работает с крупными должниками: его метод — узнать о клиенте как можно больше подробностей из его жизни и давить на болевые точки. Ежедневные психологические атаки приводят к успешному результату, но однажды сам Артур попадает в сходную ситуацию: в Сети появляется скандальное видео с его участием. Теперь Артура атакуют другие — его же методами. За несколько часов, пока длится это противостояние, с героем происходит внутренний переворот. Фильм удостоен двух наград на «Кинотавре», а также получил приз на фестивале в Карловых Варах.
— В вашем фильме многое, если не все, завязано на одном актере. Как вам удалось уговорить Хабенского?
— Я его особо не уговаривал. Когда у нас появился бюджет на съемки, я отправил Константину сценарий. Через день или два он прочитал и предложил встретиться. Мы обсудили узловые моменты, поняли, что собираемся двигаться в одном направлении, понимаем друг друга одинаково. Дальше все разворачивалось довольно быстро.
— Вероятно, Хабенский согласился по той же причине, по которой звезды Голливуда соглашаются сыграть в независимом проекте, где-нибудь на Бродвее, чтобы не растерять актерских навыков.
— Я каждый раз тушуюсь, когда мне предлагают интерпретировать решение Константина Хабенского. Мне хотелось бы думать, что да, именно по этой причине он согласился. Но такой ответ будет расценен как раздутое самомнение режиссера. Конечно, я мечтал, чтобы в главной роли был большой актер, который приковал бы к себе внимание. У Константина был, я думаю, встречный интерес, он до этого сделал моноспектакль «Контрабас» в театре, и роль в «Коллекторе» была для него в своем роде симметричной. Там — моноспектакль, здесь — монофильм. Разница в том что в театре у вас как актера есть поддержка зрителя, в кино с этим сложнее. Кажется, сейчас я нечаянно процитировал его ответ на один из таких вопросов.
— У нас такого психологического кино вообще не было лет 20. Самая близкая аналогия — единственный телефильм Михалкова «Без свидетелей» (1984). Тоже замкнутое пространство, комната на двоих, и решается моральный вопрос. Но там, по крайней мере, двое. А у вас в кадре фактически разговор с самим собой. Вам не кажется, что у нас уже нет массового зрителя, способного такое кино понять?
— Если сильно не углубляться, то на поверхности у нас довольно популярный жанр — триллер: человека загнали в угол, обвиняют в преступлении, времени, чтобы доказать невиновность, мало, поэтому надо действовать быстро, к тому же Артур, может быть, действительно виноват, словом, в фильме есть масса загадок, над которыми можно поломать голову в зрительном зале. Приставка «психологический» отвалилась не случайно, чтобы лишний раз не спугнуть, но со временем — я верю — она вернется. Наш зритель такими фильмами не избалован, поэтому вряд ли можно назвать точную цифру: сколько у нас потребителей психологического кино. Тут ведь есть и другая, для нас более важная проблема: как донести такую картину до зрителя? Потому что снять ее, как видите, не так сложно, нам понадобилось всего семь дней. До «Коллектора» я делал детективный сериал «Откровения», в котором было два актера и одно место действия. Сериал снимался по заказу телеканала «Звезда», хотя их зритель больше привык смотреть военно-патриотические фильмы. Но руководство канала тогда не побоялось рискнуть и повернуться в сторону эксперимента, которого тогда еще не было на российском ТВ. Сейчас не боятся рискнуть наши прокатчик и дистрибутор, которые прилагают максимум усилий, чтобы мы со зрителем друг друга нашли.
— Отсутствие настоящего конфликта, сложности характеров — ахиллесова пята нашего кино. В вашем герое много всего намешано — и доброго, и злого, поэтому мы верим в его существование.
— Самое удивительное, что не только зрители «Кинотавра», но и зрители Карловых Вар задавали примерно один и тот же вопрос: герой все-таки плохой или хороший? Многим хотелось услышать однозначный ответ, чтобы мы определились: его можно жалеть или нельзя? Любопытно, в какой момент вдруг стали бояться амбивалентных героев? В современных сериалах герои давно уже такие, там нет персонажей строго положительных или отрицательных. А вот из современного кино амбивалентный персонаж куда-то исчез. Но приходится констатировать: сложные герои ушли в сериалы…