Культура | Театр
Тень от луча света
Театр наций выпускает премьеру спектакля «Грозагроза» — хрестоматийную пьесу Островского ставит режиссер Евгений Марчелли. «Огонек» побеседовал с режиссером и взвесил шансы классики на интерпретацию
Руководителям российских театров не позавидуешь — они и так заняты, что называется, на вредном производстве, а с недавних пор работа служителей Мельпомены и вовсе превратилась в бесконечное хождение по минному полю. Конституция пока еще запрещает цензуру, но к парадным театральным подъездам регулярно подбрасывают свиные головы, центральные телеканалы в лучших традициях партсобраний пропесочивают в прайм-тайм громкие премьеры, а вопрос о границах интерпретации на драматических подмостках всерьез обсуждается на всех общественно-политических этажах российского общества — и игнорировать этот токсичный контекст с каждым сезоном все труднее. Серьезные проблемы начинаются уже на уровне выбора названия для новой постановки: сегодня этот сугубо творческий вроде бы процесс напоминает скорее работу политического аналитика, оценивающего возможные репутационные риски. Взять современную пьесу значит вступить на шаткую почву актуальной проблематики. Но и взяться за более традиционный материал куда как боязнее: какой бы острый или, наоборот, диетический ни получился на выходе спектакль, его автора всегда с легкостью можно будет обвинить в самом тяжком по нынешним временам грехе художника — извращении классики, поругании святынь, посягательстве на духовные скрепы. В шахматах такое положение называется цугцвангом, когда любой ход — плохой, любой ведет к потере фигуры. Причем проигравшим в итоге окажется вовсе не театр, как можно предположить на первый взгляд.
Евгений Марчелли одним из первых попал под гребенку консервативно-охранительской кампании: восемь лет назад в Калининграде его постановка горьковских «Дачников» привлекла внимание местных ревнителей нравственности, требовавших не только снятия спектакля с репертуара, но и привлечения его автора к суду. Режиссера этот эксцесс нимало не смутил — что в нулевые, что сегодня худрук ярославского Театра им. Федора Волкова работает на территории неизменно тонкой и всегда остроумной актуализации театральной классики. Между тем для новейшей