Россия и мир | Подоплека
В зоне турбулентности
Спустя четыре месяца после президентских выборов Америку продолжает изрядно трясти. Новый экипаж пока не может вывести машину из опасной зоны, а команду занять свои места и пристегнуть ремни выполняют далеко не все пассажиры. Участники этого путешествия подвергают себя все большему риску, а сторонние наблюдатели испытывают недоумение и даже страх
Некоторые вообще считают, что в Америке идет война. Между демократами и республиканцами, вашингтонской администрацией и либеральной прессой, сторонниками и противниками президента Дональда Трампа. Идет она, если верить утечкам информации из Белого дома, и в ближайшем окружении нынешнего американского лидера.
В этой войне уже есть жертвы, но многие уверены, что все только начинается. Те же, кто с самого начала предупреждал, что администрация Трампа будет самой скандальной за последние десятилетия, сейчас говорят, что их предсказания сбываются. Правда, особой радости от этого никто не испытывает.
Скандальный отпечаток лежит на многих трамповских инициативах, в том числе в области внешней политики. Строительство стены на границе с Мексикой и запрет на въезд иммигрантов из ряда мусульманских стран вызвали массовые протесты и в самих США, и за рубежом. Президент Мексики Энрике Пенья Ньето, всерьез обидевшись, отменил запланированную поездку в Вашингтон, а в Лондоне тысячи демонстрантов подписали петицию против госвизита Трампа в Великобританию.
Тем временем иностранные лидеры недоумевают по поводу разноголосицы в Вашингтоне и задаются вопросом, кого им слушать — президента или госсекретаря с министром обороны. Они наведывались в Европу, чтобы немного успокоить союзников, и говорили совсем не то, что пять минут назад говорил глава государства. Поди разбери после этого, кто у них там сейчас принимает решения.
«Благодарим министра обороны США за его решительную приверженность НАТО»,— откликнулась на выступление Джеймса Мэттиса его германская коллега Урсула фон дер Ляйен, не оставив никаких сомнений в том, кому адресована ее благодарность. Не Соединенным Штатам, не администрации Трампа, а одному лишь шефу Пентагона...
Соперники в одной команде
Лет 15 назад бывший госсекретарь США Генри Киссинджер выпустил книгу под названием «Нужна ли Америке внешняя политика?». Тогда вопрос патриарха американской дипломатии звучал риторически. Сейчас он приобрел вполне практическое значение.
«При президенте Дональде Трампе у США, похоже, нет внешней политики. Точнее, у них несколько внешних политик»,— считает Макс Бут из нью-йоркского Совета по международным отношениям. По его словам, «совершенно непонятно, говорит ли кто-то один, в том числе сам президент, от имени всей администрации».
Трамп пренебрежительно отзывается о ЕС и поддерживает противников объединенной Европы, а вице-президент Майк Пенс тем временем заявляет, что Соединенные Штаты заинтересованы в полномасштабном партнерстве с Евросоюзом. Президент США утверждает, что НАТО устарело, а глава Минобороны говорит, что если бы этой организации не было, то ее следовало бы создать. Трамп предлагает забрать иракскую нефть, а Мэттис заверяет власти Ирака, что ничего подобного не будет. «Создается впечатление, что члены кабинета абсолютно не согласны с той политикой, которую намерен проводить президент»,— отмечает эксперт Гуверовского института Кори Шейк.
В войне всех против всех, развязанной в Вашингтоне, главная линия фронта проходит сейчас в западном крыле Белого дома, где работает президентский аппарат. Новую администрацию, приступившую к исполнению обязанностей 20 января, едва ли не сразу назвали «командой соперников». Эксперты считают: Трамп подбирал ее, руководствуясь принципом сдержек и противовесов, и это уже привело к серьезным противоречиям в его окружении. В команде Трампа оказались люди с разными, иногда прямо противоположными взглядами на внешнюю политику.
Сотрудник вашингтонского Института Брукингса Томас Райт полагает, что в их числе — сторонники лозунга «Америка прежде всего», или изоляционисты; борцы с радикальным исламом, или «рыцари», а также «традиционалисты», то есть те, кто «в целом поддерживает сложившийся в США после Второй мировой войны двухпартийный консенсус по вопросам внешней политики». «Все они не доверяют друг другу, но каждой группировке нужны две другие для взаимного сдерживания»,— отмечает эксперт.
По его мнению, «Трамп опасается, что борцы с радикальным исламом втянут его в войну с Ираном, однако они необходимы ему, чтобы не позволить традиционалистам захватить командные высоты». В свою очередь «рыцари» постараются использовать президента для достижения собственных целей, но при этом намерены не допустить краха международных союзов с участием США. «Традиционалисты» также заинтересованы в том, чтобы две другие группировки сдерживали свои радикальные устремления.