«Отец шатунов» — первая и сразу критическая биография Юрия Мамлеева

ПолкаРепортаж

«Очень спорный, тревожный, в могилушке»

Лев Оборин

Эдуард Лукоянов

В издательстве Individuum выходит книга Эдуарда Лукоянова «Отец шатунов» — первая и сразу критическая биография Юрия Мамлеева, одного из важнейших прозаиков советского андеграунда и основателя Южинского кружка. Из автора трансгрессивных произведений, которые способны ввергнуть в ужас неподготовленного читателя, Мамлеев к концу жизни превратился в проповедника «России вечной», а шок-контент в его текстах сменился на благостные рассуждения. Репутация Мамлеева — писателя, оккультиста, идеолога — у Лукоянова вызывает серьёзные сомнения, а в его книге мы встречаем не только жизнеописание, но и художественные отрывки, явно пародирующие мамлеевский стиль. «Полка» поговорила с Лукояновым о том, действительно ли он не любит своего героя, насколько важна была для Мамлеева слава, серьёзно ли южинцы повлияли на российскую реальность — и каким Мамлеев в итоге останется в истории литературы.

Понятно, что такой большой книге должен был предшествовать интерес к Мамлееву. Ты рассказываешь, как взял почитать его по совету школьного приятеля. Расскажи, пожалуйста, подробнее, как ты узнал о Мамлееве и как этот твой интерес потом трансформировался — до того как ты начал работать над книгой.

Я думаю, что, как и все представители моего поколения 33-летних, я увидел ад-маргинемовские1 книжки. По-моему, тогда же, когда «Ледяная трилогия» Сорокина выходила, они начали публиковать Мамлеева — всё это подавая примерно под одним антуражем. В ту же кассу, с некоторой натяжкой, наверно, и «Господин Гексоген» Проханова. И стильная молодёжь поколения MTV и журнала ОМ, естественно, всё это подряд хватала, читала, переваривала.

1. В издательстве Ad Marginem роман «Шатуны» Юрия Мамлеева вышел в 2003 году.

По гамбургскому счёту сейчас я бы, наверное, только Сорокина с большим удовольствием прочитал — ту трилогию. А вот Мамлеев тогда моему юному разуму совсем не подошёл. Знаешь, моя любимая история: я как-то в деревню поехал, и там меня товарищ спрашивает: «Какую музыку ты слушаешь?» — «Гражданскую оборону». Он: «Да, мне тоже нравится «Гражданская оборона». Правда, там у них недостаток один есть — мата мало». Это очень хорошо объясняет, почему Сорокин юному гражданину своего поколения и своей географии может зайти, а Мамлеев сразу понятен как нечто менее развлекательное, менее щекочущее нервы, требующее бóльших усилий моральных.

Это были «Шатуны»?

Конечно, «Шатуны». На тот момент больше ничего не издавали. Потом вышло «Блуждающее время» — на данный момент это, наверное, мой любимый роман Мамлеева. 

В следующий раз, когда я уже по-настоящему осознанно прочитал «Шатунов», они очень хорошо легли мне на поверхность сознания. Это был год 2013-й. Я работал в одном средстве массовой информации достаточно лоялистского толка — это была очень скучная работа. Я, как правило, приходил в редакцию в восемь утра и в восемь вечера, так ничего и не сделав за день общественно полезного, уходил домой. И вот там я как-то сел, открыл «Русскую виртуальную библиотеку» и начал читать подряд всего Мамлеева. И вот антураж тоскливой, тихой редакции на десятом этаже многоэтажного здания очень хорошо лёг на эти тексты. Ты сидишь, читаешь и чувствуешь себя как в советском склепе. Читаешь весь этот ужас и наконец-то понимаешь истинные смыслы. Но не могу сказать, что я это полюбил. 

Издатель книги Феликс Сандалов через несколько лет после того, как Мамлеев умер, сказал: «Только ты сможешь это написать, потому что ты любишь весь этот dark side, всю эту чернуху, весь этот мрак». Но любить мало. Нужно ещё что-то в нём смыслить. Нашу тройку — Сандалова, Мамлеева и меня — соединило как раз, что о смерти Мамлеева мы узнали, когда с Феликсом просто встретились, пили пиво, обсуждали английский панк-рок. И тут пришло сообщение о смерти Мамлеева. Я думаю, что Феликсу это очень в душу запало. Поэтому он сделал ставку на меня как автора и не прогадал. 

Юрий Мамлеев. Шатуны. Издательство Ad Marginem, 2002 год; Эдуард Лукоянов. Отец шатунов. Жизнь Юрия Мамлеева до гроба и после. Издательство Individuum, 2023 год

Всё это должно подводить читателя, ещё не открывавшего твою книгу, к мысли, что это будет такая нормальная, во многом апологетическая биография с разбором произведений, с объяснением места Мамлеева в истории русской культуры. В каком-то смысле она действительно его объясняет. Но ведь на самом деле это скорее то, что называют антибиографией. Ближе всего из того, что мне пришло в голову, — «Воскресение Маяковского» Юрия Карабчиевского, который крайне пристрастно и, в конце концов, крайне негативно описывал жизненный путь своего героя, его творчество и то, каким образом это творчество повлияло на «товарищей потомков». Наверное, всё-таки твоё отношение к Мамлееву не сугубо негативное — но твой текст его явно не возвеличивает. Этот тон был найден по мере работы над текстом — или ты сразу понимал, с чем ты будешь иметь дело?

Смотри, я не ненавижу Мамлеева. Но текст, который описывает жизненный путь Мамлеева и одновременно служит апологией всех его эстетических и этических исканий, уже есть. Он написан самим Мамлеевым и опубликован был издательством «Традиция» под названием «Воспоминания». Если бы я сел писать настоящую биографию, правильную, с правильными выводами, я просто мог бы отксерокопировать эти сто страниц или пересказать их другими словами. А мне хотелось именно в противовес написать. Я сознательно убирал некоторые позитивные моменты, потому что мне хотелось сделать антитезу «Воспоминаниям» — чтобы из этого родился синтез. Мне очень облегчила эту работу вдова Юрия Витальевича, которая всячески препятствовала работе, каждый день звонила мне, спрашивала, что именно я сегодня написал, с кем пообщался, что мы обсуждали. Требовала ни в коем случае не слушать этих людей и писать только то, что скажет она, — то есть то, что написано в официальной биографии Мамлеева. Мне это очень облегчило задачу, потому что зарядило должной ненавистью к объекту исследования. 

Но ты всё же опирался на «Воспоминания»? В твоей книге есть несколько художественных отрывков — в какой мере они отражают реальный мамлеевский опыт? Например, всякие там эпизоды из детства вроде того, как он пьёт кофе из грязной лужи или как его заставляют «тискать роман» хулиганы?

Вообще я в последнее время очень много читаю разных биографий и мемуаров. И «Воспоминания», по-моему, единственная из подобных книг, которые мне попадались, где человек описывает всю свою жизнь, не испытывая сожаления ни по малейшему поводу. Если отталкиваться от этой книги, то человек прожил абсолютно счастливую жизнь, в которой он не сделал вообще ничего плохого, ничего заслуживающего сожаления, самокопания: идеальную жизнь практически святого. А если с ним что-то происходило плохое, это всё внешние факторы, непонимание общества, всё что угодно, только не какие-то его огрехи. То есть он создал вопиюще идеальный образ себя, который, мне кажется, в литературе никто больше не создавал. Очень многое из того, что имелось в его жизни, не входит в «Воспоминания», потому что он мог на кого-нибудь обидеться, крепко поссориться. Были друзьями 30, 40 лет — но если не поладили, этот человек просто вычёркивается из жизни, он не упоминается ни разу в книге. Вскользь упоминаются Джемаль2⁠, Головин3⁠, — казалось бы, люди, с которыми ассоциируется Южинский кружок наравне с Мамлеевым. И задача биографа — просто начертить таблицу, в которой есть факты. Мамлеев даёт фактуру очень скупо: родился там-то, в семье такого-то, кем был его отец по профессии, с кем общался, с кем дружил. И огромное количество лакун, пустых ячеек, которые надо заполнять по другим источникам и проверять достоверность.

2. Гейдар Джемаль (1947–2016) — поэт, философ, политический деятель. С 1968 года входил в Южинский кружок, объединявший радикальных интеллектуалов, занимавшихся проблемами метафизики, эзотерической традиции, «психологии глубин». С 1980 года был членом преследуемого в СССР «Исламского движения Таджикистана». Автор книг «Ориентация — Север», «Революция пророков», «Освобождение ислама», «Исламская интеллектуальная инициатива в XX веке».

3. Евгений Всеволодович Головин (1938–2010) — поэт, переводчик, литературовед, оккультист, мистик. Вместе с Юрием Мамлеевым и Гейдаром Джемалем входил в Южинский кружок, собиравшийся в Южинском переулке в Москве, в коммунальной квартире Мамлеева. Лидер «московского мистического подполья» 1960–80-х годов. Песни на тексты Головина исполняли группы «Браво», «Кино» и «Центр».

Когда мы сталкиваем несколько свидетельств, то обнаруживаем крупицы, в которых они совпадают. И в моей книге из этих крупиц волей метафизического воображения реконструируется мир, возможно, более реальный, чем он был в действительности. То есть все эти художественные вставки — это не просто с потолка взятые вещи. Все они имеют под собой основание. И я старался сделать так, чтобы эти художественные вставки были самыми запоминающимися и более достоверными, чем даже документ, который их обрамляет.

Слева направо: Юрий Мамлеев. Московский гамбит. Издательство «Альпина нон-фикшн», 2021 год; Юрий Мамлеев. Блуждающее время. Издательство «Лимбус-Пресс», 2001 год; Юрий Мамлеев. Мир и хохот. Издательство «Вагриус», 2003 год

А в какой мере ты ставил себе задачу пародировать или имитировать стиль Мамлеева в этих художественных вставках? 

Это была самая мучительная часть. Кажется очень лёгким писать «под Мамлеева». Но это совершенно не так. Вот этот характерно неряшливый стиль с обилием тавтологий, самоповторов даже в пределах одной фразы — это не так легко имитировать. Это невозможно имитировать. Но я хотел, естественно, чтобы некая стилизация была, чтобы это был мост между реальностью и литературой. Чтобы постоянно чувствовался этот шаткий мост, который сцепляет здешнее и нездешнее, как выразился бы Мамлеев. И чтобы показывать постоянно читателю, что жизнь автора и его творчество — это две равнозначные вещи и одно невозможно помыслить без другого. 

Сам Мамлеев, мне кажется, не мог взять в толк, почему его романы, которые он считал лучшими, типа «Московского гамбита», не понимают читатели и критики. Ему было невдомёк, что эти произведения невозможно понять, не зная его жизненного опыта. 

Ну да. Что такое Южинский кружок, что такое богемный андеграунд московских 60-х. 

Это для него было само собой разумеющимся. И он потом очень удивлялся, почему никто не хочет печатать «Московский гамбит», не видит в этом никакой ценности.

Борис Козлов и Юрий Мамлеев перед отъездом последнего в эмиграцию. 1973 год

Мне кажется, одно из удачных твоих решений в художественных частях книги — это обратный переход на язык документа. Например, ты описываешь поминки по Мамлееву, и слово берёт Игорь Дудинский. Ты цитируешь реальную его статью на смерть Мамлеева, которая тоже звучит пародией — настолько она безумна сама по себе и настолько она вписывается в этот мир, который ты там показываешь. При этом с Дудинским ты общался, в отличие от большинства участников Южинского круга, и он не производил тогда дикого впечатления. Он же был скорее такой трикстерный человек, да?

Он трикстерный, инфернальный и при этом не имеющий злого умысла. То есть именно чистый трикстер в литературоведческом смысле слова. У него нет цели — только путь, которым он постоянно шёл, шёл, шёл и, наконец, закономерно дошёл. К сожалению, теперь он не сможет прочитать, что я написал. Мне кажется, это один из немногих описанных в моей книге, кто был бы ею доволен. 

Ты по-разному оцениваешь тексты Мамлеева. Где-то ты пишешь, нарочито упрощая, мол, ценность прозы Мамлеева в том, что читатель наблюдает за работой уличного гипнотизёра, который вводит жертву в транс и при этом ещё объясняет собравшимся вокруг, что именно он делает. С другой стороны, ты рассказываешь, что его трансгрессивная проза — со всеми этими мертвецами, куротрупами, бесконечными совокуплениями в извращённых формах — превращается в нравоучительную, практически религиозную литературу о том, как найти бессмертие, и о том, что Россия — единственная близкая к Абсолюту сущность на Земле. Кем же, собственно, хотел стать Мамлеев? Кем он себя видел?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мечтаю о том, чтобы сесть в поезд и ехать, ехать...» «Мечтаю о том, чтобы сесть в поезд и ехать, ехать...»

О дружеских отношениях писателя Михаила Булгакова и актёра Григория Конского

Полка
«Начальник меня не хвалит»: многие специалисты готовы мириться с низкой зарплатой, если компания будет их ценить «Начальник меня не хвалит»: многие специалисты готовы мириться с низкой зарплатой, если компания будет их ценить

Почему руководство редко отмечает успехи сотрудников

VC.RU
101-летний долгожитель рассказал, как он добился своих целей в карьере, и поделился своим секретом долголетия 101-летний долгожитель рассказал, как он добился своих целей в карьере, и поделился своим секретом долголетия

101-летний Коэн рассказал, что за десятилетия усвоил ряд уроков долголетия

Inc.
Лазерное шоу для рапса Лазерное шоу для рапса

Дроны с красным светом активизируют фотосинтез у культурных растений

Наука
Стесняюсь спросить: почему женщины прибегают к интимной пластике Стесняюсь спросить: почему женщины прибегают к интимной пластике

Узнали у эксперта все, о чем вы боялись спросить об интимной пластике

Правила жизни
Т9 на стероидах: способен ли искусственный интеллект заменить финансовых аналитиков Т9 на стероидах: способен ли искусственный интеллект заменить финансовых аналитиков

Cможет ли ИИ заменить финансового аналитика и помочь инвесторам зарабатывать?

Forbes
Спальня с видом Спальня с видом

Стоит ли всеми силами стремиться к красивой картинке?

VOICE
Себе и людям: как благотворительные фонды становятся собственниками компаний Себе и людям: как благотворительные фонды становятся собственниками компаний

Почему собственники выбирают конструкцию бизнеса с благотворительными фондами?

Forbes
Черви под анандамидом принюхались и захотели перекусить Черви под анандамидом принюхались и захотели перекусить

Механизм действий каннабиноидов оказался схож с человеческим

N+1
Заменит ваш телефон — самое странное устройство с нейросетью Заменит ваш телефон — самое странное устройство с нейросетью

Что заменит смартфон: будут ли это гарнитуры AR или микрочипы в нашем мозгу?

ТехИнсайдер
Двойная жизь Двойная жизь

Испытание гарнитуры дополненной реальности Hololens 2

Цифровой океан
Илья Макаров: «Люди не готовы к ошибкам нейросетей» Илья Макаров: «Люди не готовы к ошибкам нейросетей»

Как устроены нейросети, каковы их возможности, риски и перспективы?

РБК
Не то же, но похоже Не то же, но похоже

Чем опасны бьюти-подделки и как отличить оригинальную косметику от реплик?

VOICE
ChatGPT пока знает бухгалтерский учет в два раза хуже, чем студенты ChatGPT пока знает бухгалтерский учет в два раза хуже, чем студенты

Как ChatGPT справится с экзаменами на бухгалтера?

ТехИнсайдер
Шедевр лишился авторства Шедевр лишился авторства

Знаменитый Звенигородский чин не принадлежит кисти Андрея Рублева

Наука
В Южной Африке опасная кобра попала в кабину пилота! Он спас всех пассажиров В Южной Африке опасная кобра попала в кабину пилота! Он спас всех пассажиров

Пилотов готовят к множеству сценариев, но точно не к борьбе со змеями в кабине

ТехИнсайдер
Правила жизни Сергея Рахманинова Правила жизни Сергея Рахманинова

Правила жизни композитора, дирижера и пианиста Сергея Рахманинова

Правила жизни
Может ли искусственный интеллект предсказывать будущее Может ли искусственный интеллект предсказывать будущее

Ограничены ли нейросети в своих возможностях?

Эксперт
Почему жертв кибермошенников не становится меньше Почему жертв кибермошенников не становится меньше

Каждый второй россиянин хоть раз становился жертвой кибермошенников. Почему?

Forbes
Пчелиная хватка Пчелиная хватка

«Рой»: триллер-пародия на все жанры поп-культуры разом

Weekend
Как искусственный интеллект меняет будущее медицины Как искусственный интеллект меняет будущее медицины

Какие технологии ИИ уже сейчас применяются в медицине и помогают избежать ошибок

Forbes
Владение тоновым языком облегчило распознавание мелодий Владение тоновым языком облегчило распознавание мелодий

Родной язык влияет на восприятие музыки

N+1
Легендарная пара: как компания Nike и Майкл Джордан подсадили весь мир на кроссовки Легендарная пара: как компания Nike и Майкл Джордан подсадили весь мир на кроссовки

«Air: большой прыжок» — о том, как Air Jordan изменили отношение к кроссовкам

Forbes
25 коротких фактов вокруг фильмов «Рокки Бальбоа»: сценарий за несколько дней, статуя герою и выбитые пальцы 25 коротких фактов вокруг фильмов «Рокки Бальбоа»: сценарий за несколько дней, статуя герою и выбитые пальцы

Все, что нужно знать о фильме, перевернувшем карьеру Сильвестра Сталлоне

Maxim
Четыре шанса взломать старение Четыре шанса взломать старение

Очередными мишенями в борьбе за продление молодости стали сенесцентные клетки

Эксперт
«Дело микробиологов» «Дело микробиологов»

За что арестовали ученых-микробиологов?

Дилетант
Анимационная студия «Феникс»: Никогда не знаешь, чего ожидать от аудитории Анимационная студия «Феникс»: Никогда не знаешь, чего ожидать от аудитории

Основатели студии «Феникс» — о своем пути и своей популярности

СНОБ
Музыкальный инструмент из старых запчастей: как композиторы собирали релефон для оперы Музыкальный инструмент из старых запчастей: как композиторы собирали релефон для оперы

Релефон — необычный электромеханический инструмент, созданный для «Аскета»

ТехИнсайдер
Эйджизм устарел: как дискриминация по возрасту отражается на экономике Эйджизм устарел: как дискриминация по возрасту отражается на экономике

Вовлечение пожилых в общество имеет положительные экономические последствия

Forbes
Ты как ребенок: почему взрослый ведет себя по-детски? Ты как ребенок: почему взрослый ведет себя по-детски?

Порой инфантильное поведение становится чертой характера. Почему?

Psychologies
Открыть в приложении