Не то же, но похоже
Чем опасны бьюти-подделки и как отличить оригинальную косметику от реплик? Узнаем вместе.
Закон рынка гласит: спрос рождает предложение. Но, как показывает статистика , предложения бывают разные, далеко не все торговцы добросовестны, а некоторые занимаются откровенным мошенничеством. По данным портала New Retail, годовой объем продаж контрафактной парфюмерно-косметической продукции в России к концу первой половины 2020-го составил более 10 млрд рублей. Чаще всего копируют люкс или популярный масс-маркет, малоизвестные бренды мошенникам неинтересны. Лидер по количеству подделок – декоративная косметика, особенно та, что с глиттером и блестками: ими легко замаскировать текстуру фальшивок. Следом идет парфюмерия, за ней – уход за волосами. Реже всего копируют средства ухода для лица – здесь в зоне риска только кремы в тубах. А вот адептам органики опасаться нечего, эта косметика практически никогда не бывает фейковой.
Пока серый рынок процветает, крупные бренды прилично теряют в прибыли. Чтобы как минимум усложнить работу мошенникам, бьюти-корпорации идут на разные ухищрения. Размещают на упаковке голограммы и печатают QR-коды, которые ведут на официальный сайт компании, часто обновляют дизайн упаковки и даже наносят водяные знаки. Но закрыть тему фальсификата пока не удалось никому. Вероятно, тот, кто это сделает, заслуженно получит Нобелевскую премию.
А что такого?
Стоит ли на самом деле бить тревогу? Чем могут навредить косметические подделки – кроме как испортить репутацию владельцу товарного знака и сократить его прибыль? Ведь для потребителя они выглядят абсолютной копией оригинала. С той лишь разницей, что эффект от «паленого» товара будет далек от обещаний официального производителя. Например, крем не даст никакого результата, тени будут плохо растушевываться, а химозный аромат не раскроется красивым шлейфом. И это самое безобидное из неприятных последствий.
Куда больший вред могут нанести сомнительные ингредиенты, о происхождении которых расскажет только лабораторная экспертиза. Состав поддельной косметики и ее качество никто не контролирует, мошенников полностью устраивает кустарное производство. Нередко в бьюти-контрафакте попадаются свинец, ртуть, мышьяк, медь, бактерии, растворители. На всё это организм может отреагировать аллергией и воспалениями, есть даже риск угрозы здоровью и жизни, если речь о токсичных составах.
Получается, никто из тех, кто сэкономил на подделке, не застрахован от серьезных трат на лечение после ее использования. Причем, если верить статистике, то около 76% покупателей* фальшивок «сами обманываться рады» – они знают, что получат реплику, или не исключают этого. Остальные 24% – настоящие жертвы обмана, которые даже не догадываются, что приобретают контрафакт.
Будем проверять
Если сомневаешься в оригинальности любимой помады или крема, то имеешь полное потребительское право запросить у магазина копию декларации (или сертификата) соответствия еще до покупки. Эти документы подтверждают, что продукция качественная, безопасная и может продаваться на территории России. На упаковке сертифицированного товара обязательно стоит знак ЕАС, дата изготовления, срок годности и информация на русском языке: назначение, сведения о производителе и его представителе, инструкция по применению.