Новая жизнь с понедельника: почему в психологии не бывает быстрых результатов
Технологии, инфопродукты, социальные сети — сегодня мир вокруг часто предлагает быстрый результат и обещает предоставить его «уже сегодня». Между тем работа с собственной психикой редко бывает стремительной. Чем опасны мифы о мгновенных изменениях, почему мы так спешим и как на деле выглядит развитие личности, разбирает юнгианский психолог Екатерина Давыдова.
Когда мы наблюдаем за природой, для нас естественна поступательность. Мы видим кольца на срезе дерева и понимаем, что за ними десятки лет жизни. Мы смотрим на реку, покрытую льдом, и осознаем, что до купаний под жарким солнцем еще долго. Психика же относится к зоне неосязаемого, а оттого кажется, что в ней не работают законы материального мира: временем можно пренебречь. Мы в момент конструируем образ идеального будущего, легко можем представить себя популярным или состоятельным. Кажется, что изменение жизненного сценария или собственного характера возможны так же быстро. Но любой, кто начинал новую жизнь с понедельника, знает, что в реальности все не так просто.
Одновременно получение информации, товаров и услуг в наши дни ускорилось настолько, что находится буквально на кончиках наших пальцев, прикасающихся к экрану смартфона. Несколько секунд между желанием посмотреть фильм и его запуском в онлайн-кинотеатре, пять минут до приезда такси, полчаса до доставки недостающего ингредиента для ужина.
Безусловно, мы наблюдаем длящиеся процессы на работе и в собственной семье: видим, как растут дети, делается ремонт и развивается бизнес. Но высокие скорости, мгновенная доступность услуг и продуктов, диджитализация не могут не влиять на то, как функционирует наша психика и как мы оцениваем процесс изменений с точки зрения времени.
Все больше людей переезжают в городскую среду. В соответствии с переписью населения, проведенной в 2021 году, в России продолжается процесс урбанизации: в городах проживает 74,8% населения страны (в 2010 году — 73,5%). Тем самым, связь с естественными циклами природы у многих из нас ослабевает. Мы не ощущаем на собственном опыте, что значит несколько лет ожидания, пока яблоня даст плоды. Совсем редко кто-то проходит такой полный цикл производства, как, например, вырастить пшеницу, смолоть муку, испечь из нее хлеб.
Периоды турбулентности, когда уровень стресса и тревога повышаются, также заставляют нас сужать горизонт планирования: кажется, будто невозможно оперировать такими сроками, как годы, а тем более десятилетия. Опрос ВЦИОМ в ноябре 2023 года показал, что планируют жизнь чуть больше половины россиян (56%). При этом каждый пятый из них строит планы на несколько лет вперед, а каждый третий — на несколько месяцев. 40% опрошенных не занимаются планированием: чуть больше половины из них не делает этого, ожидая более стабильной обстановки, а оставшиеся просто предпочитает жить одним днем.
Сложности с тем, чтобы позволить себе длинный горизонт планирования, присутствуют и у людей с комплексным посттравматическим стрессовым расстройством (ПСТР). Особенности психики, развившиеся в связи с негативным опытом прошлого (в частности детства), не дадут закладывать в будущее что-либо долгосрочное. В крайней степени это может превратиться в установку «день простоять, да ночь продержаться» даже тогда, когда смотреть вперед уже можно.
Все чаще говорят о дефиците внимания. Так, метаанализ по релевантным статьям на тему СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) от 2000 года и далее, показал, что подобные симптомы присутствовали у 6,8% взрослого населения по всему миру в 2020 году, тогда как в 2003-м речь шла о 4,4%. Многим становится сложно смотреть длинные фильмы, читать многостраничные книги из-за сложностей с концентрацией.
Возникают новые термины вроде «клипового мышления». Считается, что этот способ обработки информации достаточно поверхностен, не предполагает рефлексии, ускоряет наше внутреннее время за счет множественной смены «картинок», а также сужает, изолирует пространство нашей индивидуальной жизни. Получается, мы что-то смотрим, но никак не обогащаем себя, не «думаем об увиденном», замыкаемся. Исследователи противопоставляют клиповое мышление символическому и говорят о том, что последнее, напротив, углубляет наше познание, расширяет внутреннее время, дает чувство сопричастности миру.