Человек, изменивший все: как Дон Гарбер превратил МЛС в турнир с доходом в $2 млрд
Североамериканская Главная лига футбола (МЛС) отметила юбилей — 25 лет назад ее комиссаром стал Дон Гарбер. Он принял лигу на грани распада и сделал одним из наиболее успешных спортивных коммерческих продуктов мира. Forbes Sport рассказывает об уникальном даре Дона видеть возможности там, где у других опускаются руки
Суммарная стоимость франшиз МЛС составляет $20 млрд, с Apple TV заключен контракт на $2,5 млрд
16 июня 2023 года Дону Гарберу позвонил Дэвид Бекхэм. Совладелец клуба «Интер Майами» сообщил комиссару МЛС о скором переходе в его команду суперзвезды современного футбола Лионеля Месси. Позже Гарбер рассказал, что его эмоции в этот момент было сложно описать словами — когда он в 1999 году возглавил МЛС, лига не пользовалась в США популярностью и находилась на грани закрытия. И вот, четверть века спустя, после проделанной титанической работы в Северную Америку приехала футбольная суперзвезда, а лига показала в 2023 году доход в $2 млрд, утверждает Visual Capitalist.
«Никто, и я в том числе, в начале своего пути в МЛС и представить себе не могли о выходе на нынешний уровень – с клубами со средней стоимостью $678 млн и совокупной в $20 млрд, — сияет Дон. — Из 50 самых дорогих клубов в мировом футболе 20 представляют МЛС. Никто бы не мог этого предсказать даже пять лет назад».
В настоящее время лига имеет устойчивую основу, которой никогда не было в истории спорта в США и Канаде: 30 клубов, 26 футбольных стадионов, а франшизы перманентно растут в цене.
По ходу сезона-2024 (турнир разыгрывается по системе “весна-осень”) МЛС отчиталась об увеличении доходов от спонсорства на 10%, достигла новых максимумов по посещаемости, активности в социальных сетях и розничным продажам, пишет SportsPro Media. Средняя посещаемость теперь составляет 23 194 человека, что является самым высоким показателем в истории – в целом, трибуны заполняются на 94%. Продажи абонементов на сезон в лиге выросли на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За последний год спонсорами различных объектов МЛС стали 17 новых партнеров, почти на 20% увеличились продажи футболок в официальном интернет-магазине лиги.
Исторического максимума достигла вовлеченность в социальные сети лиги и клубов – свыше 400 миллионов социальных взаимодействий, что на 230% больше, чем в прошлом сезоне. Самой популярной североамериканской спортивной командой стал «Интер Майами» с суммарным количеством в 33,8 млн пользователей в соцсетях. В качестве ключевых факторов рекордов середины сезона МЛС назвала партнерство с Apple, второй год Месси в составе «Интер Майами», приход новых звезд, таких как Луис Суарес, и постоянный приток молодых талантов.
Месси, конечно, крут и востребован, но ключевое влияние на МЛС оказало подписанное в январе 2023 года 10-летнее соглашение с Apple TV на $2,5 млрд. «Эта сделка установила новую планку для восприятия людей, каким должно быть партнерство с медиакомпанией, — считает исполнительный вице-президент по медиа МЛС Сет Бэкон. — Мы полностью укоренились в экосистеме Apple во всем, что мы делаем». Только за первый сезон сотрудничества количество подписчиков платформы на матчи МЛС превысило 2 млн при вполне посильной годовой стоимости в $99, отмечает World Soccer Talk.