«Несколько краснодарских вин мне очень понравились»: винный патриарх Мигель Торрес о будущем, экспериментах олигархов и России
Мигель Торрес – винный патриарх, гуру и первопроходец, которому Каталония обязана своими первыми культовыми винами и нынешней репутацией развитого винного региона. Передав оперативное управление бизнесом своему сыну, а технологические процессы доверив дочери, 78-летний Мигель Торрес продолжает утверждать все наиболее важные решения, много путешествует, лично представляет вина партнерам и учит иностранные языки.
Мигель Торрес — представитель четвертого поколения династии, он сумел сделать основанный в 1870 году семейный дом крупнейшим в Испании производителем вин с контролируемым происхождением и наладить экспорт в более чем 140 стран мира. Кроме того, построил один из первых глобальных винных брендов с совокупным оборотом 270 млн евро, добившись признания своих вин и на массовом, и на элитарном уровнях. Под его руководством дом вошел в клуб Primum Familiae Vini, объединяющий 12 самых престижных семейных винных компаний мира. Во время недавнего визита Мигеля Торреса в Москву винный обозреватель Forbes Игорь Сердюк поговорил с ним о бизнесе и вине.
Вам, конечно, знакома маркетинговая теория «Голубых океанов», которая доказывает преимущество инновационных продуктов. В течение своей жизни вы проложили фарватеры в несколько «Голубых океанов» — причем не только для вашей компании, но и для тех, кто был достаточно прозорлив, чтобы за вами последовать… Скажите, в какой части горизонта вы видите выход в следующий «Голубой океан»?
С моей точки зрения, самый важный вопрос современности, который очень актуален для виноделия, но так или иначе затрагивает всех, – это климатический кризис. К сожалению, мы еще не подошли к моменту, когда потребители в своем выборе продукта руководствовались бы отношением производителя к климатической проблеме. Но я думаю, это станет очень весомым критерием в уже скором будущем.
За последние годы мы вложили более 12 млн евро в разного рода экологические программы, в частности, направленные на обновление планетарной биомассы. В Патагонии, на юге Чили, мы начали высаживать лес. Мы намерены высадить там более 4 000 га, чтобы компенсировать выбросы углекислого газа. В следующем году объем наших выбросов СО2 в пересчете на 1 бутылку произведенного вина сократится на 30% — по сравнению с 2008 годом, кода мы только начинали нашу природоохранную активность. Еще через 10 лет, к 2030 году, мы хотим сократить этот показатель до 50%. Каждый год мы шаг за шагом продвигаемся в этом направлении. И я уверен, что это станет важно для потребителя.
Люди должны понять, что уже нельзя делать свой business, as usual, все также летая на самолетах, разъезжая на автомобилях и безответственно сжигая нефть.
Вы действительно думаете, что потребители настолько ответственны?
Да. Мы уже видим это на примере скандинавских стран. Там потребители очень позитивно реагируют на экологический message. В ближайшее время мы начнем наносить на бутылки новые контр-этикетки с информацией о сокращении выбросов. И если пока об этом спрашивают только покупатели в норвежских супермаркетах, то через 2-3 года об этом заговорит вся Европа… Конечно, я понимаю ваш вопрос. Многим все равно. Например, старикам читать о выбросах углекислого газа, скорее всего, будет не очень интересно.
И в России климатические изменения, наверное, пока не так заметны. Может быть, то обстоятельство, что значительная часть Сибири вскоре станет пригодной для сельского хозяйства, и не должно восприниматься, как кризис. Но в Южной Европе становится уже слишком жарко.
Поговорим еще о винной моде? Как вы относитесь к «биодинамическим», «органическим», «натуральным» винам?
У нас около 800 гектаров органических виноградников и пока только один экспериментальный гектар, на котором мы испытываем биодинамические практики. Мы поставили опыт и сравниваем три почти идентичных участка, на одном из которых применяем принципы органического виноградарства, на втором – испытываем биодинамику, а на третьем – традиционное виноградарство. Пока результаты сопоставимые.
Мы поддерживаем органические принципы ведения виноградников, потому что на «органические» вина есть спрос. Но, как я уже говорил, наш вклад в поддержание природного равновесия – далеко не только в этом. Мы боремся с выбросами углекислого газа и на эти программы направляем до 10% нашей прибыли. А некоторые практики, рекомендованные апологетами биодинамики, лично у меня вызывают сомнение. Например, для борьбы с грибковыми заболеваниями они разрешают использование меди. Но медь токсична для окружающей среды, и накопление ее в почве нежелательно. Да и выбросов СО