«Нельзя терять своих»: социальный психолог о разных ценностях в современных семьях
В ноябре 2021 года в издательстве «Бомбора» вышла книга профессора Колумбийского университета Светланы Комиссарук «Поколение «сэндвич». В ней психолог рассказывает, как людям, оказавшимся между поколениями, научиться жить в мире и с родителями, и с детьми. Мы поговорили с Комиссарук о том, как общаться с родственниками в кризисное время, особенно если ваши взгляды не совпадают.
— Вы можете назвать типичные черты поколения «сэндвич» или обрисовать типаж людей, которые подходят под это определение?
— Мне не хотелось бы этого делать, так как такой типаж будет огромным обобщением. Проще дать определение этому понятию: если у вас есть необходимость заботиться и о детях, и о родителях, то вы — «сэндвич». Есть люди, которые выполняют социальную роль «сэндвича» с удовольствием, у них есть в том числе материальная возможность справиться с ней, а есть люди, которых это тяготит. Иногда люди еще не созрели и сами очень молоды для того, чтобы ухаживать за старшими родственниками, они считают это несправедливым и обвиняют родителей в том, что те стали настолько зависимыми. Есть люди, которые с пониманием относятся к такой ситуации, но зато у них проблема со взрослыми детьми.
— Получается, те, кому сейчас за 30 (хотя у них дети гораздо младше) тоже находятся в состоянии сэндвича? Какая разница между ними и поколением 50+?
— Да, и вы сами обозначили сейчас принципиальную разницу. Когда дети маленькие, то и забота складывается в основном из бытовых вещей и поддержания их физического и психического здоровья. Чем дети и родители старше, тем больше различий появляется во взглядах, в платформах мировоззрения, в источниках информации, источниках правды. Чем старше становится поколение сэндвич, тем труднее найти общий язык и с детьми, и с родителями.
Поколение людей, выросших в СССР, поколение людей, выросших в перестройку и поколение людей, выросших в XXI веке, отличаются и мировоззрением, и тем, что ими движет. Так создается дополнительная проблема, которая делает коммуникацию между этими тремя большими пластами затрудненной. И это нужно принимать во внимание, когда вы пытаетесь общаться в семье.
— Чем младшее поколение «сэндвичей» отличается от для тех, кому сейчас за 50?
— Сегодняшние тридцатилетние не похожи на своих родителей возраста 50+. Они выросли в условно благополучном мире, у них уже не было того хаоса в мировоззрении и в экономике, который пережили пятидесятилетние, прошедшие через 1990-е годы. Сейчас действительность принесла им новый хаос. И все же тридцатилетние выросли в относительном мире и достатке, на относительно зачищенной площади, не связанной с большим советским наследием и проблемами, которые достались бабушкам и мамам.
Тридцатилетние открыты миру, больше читают, больше ездят, больше знают. У них есть интернет, поэтому им легче быть открытыми новому, им легче принять, что существует больше, чем одна точка зрения, им есть, что терять. Они дорожат свободой и «открытым окном». Со своей стороны, пятидесятилетние слишком много сил потратили на то, чтобы их семья выжила в труднейших условиях, поэтому они больше сконцентрированы на материальной части. Им более важна хорошая квартира, дорогая поездка, наличие сбережений.
— На ваш взгляд, какому поколению легче общаться с родителями?
— Вопрос не в том, кому легче, а в том, какие трудности в семье у вас есть и как понять, откуда они взялись, чтобы попробовать их решить. Есть семьи, в которых тридцатилетние и пятидесятилетние совершенно не понимают друг друга, и есть семьи, в которых тяжело общаться именно с семидесятилетними. Проблема отцов и детей существовала всегда, но сейчас она обозначилась еще острее, потому что мир меняется намного быстрее. Это происходит благодаря технологиям, глобализации и «взаимному опылению мнениями» между разными культурами.
Людям за 50, которые из-за наследия своего детства к этому не были готовы, трудно понять такую изменчивость. Они держатся за свои взгляды, за правила, за собственное понимание, как воспитывать детей и вести хозяйство, потому что им кажется, что иначе все пойдет колесом. А тридцатилетним проще, например, прочитать в интернете две точки зрения — наказывать или не наказывать детей — и выбрать свою. У них появился доступ к информации, которая дает им право выбора, и они понимают, что выбор можно делать опять, опять и опять. И что есть право на ошибку. Они живут в эпоху медийного плюрализма, когда есть несколько мнений — и это нормально.