Портрет антигероя: как Джеймс Гандольфини вдохнул жизнь в Тони Сопрано и навсегда изменил телевидение
«Клан Сопрано» исправно возглавляет рейтинги самых высокооцененных сериалов в истории. Как минимум телевидение обязано ему появлением принципиально нового героя — антагониста, которому зритель искренне сопереживает, — Тони Сопрано. Рассказываем о нем подробнее.
Десять лет назад, 19 июня 2013 года, в Риме от сердечного приступа скончался Джеймс Гандольфини. За продолжительную карьеру в Голливуде 51-летний актер успел сняться у Тони Скотта, Сидни Люмета, братьев Коэн и Кэтрин Бигелоу, но почти во всех некрологах его называли телезвездой. К тому моменту «Сопрано» уже шесть лет как закончился, но для фанатов сериала и остальных современников Гандольфини ассоциировался исключительно с Тони — медведеподобным мафиози, который разрывается между двумя семьями: реальной и криминальной. Прохожие останавливали актера, чтобы всучить ему сигару, а опытные «доброжелатели» звонили по ночам домой и давали советы, как должен вести себя босс мафии.
Многие актеры боятся стать заложниками одной роли — стараются не ворошить прошлое, выходят из амплуа и всеми силами пытаются переизобрести себя. Так, например, Дэниел Рэдклифф бежит от образа «мальчика, который выжил». Джеймс Гандольфини не входил в это число. Он всегда ценил возможность сыграть Тони и после завершения сериала не упускал случая обсудить наследие «Сопрано». Да и как иначе: роль Тони не только сделала его звездой, но и навсегда вписала в американскую поп-культуру и историю телевидения.
Только вот Тони обязан Гандольфини ничуть не меньше.
«Сопрано» принято считать революционным сериалом. Благодаря отсутствию цензуры хит HBO выглядел кинематографично и чересчур реалистично. Но все же главным влиянием на телевидение стало появление нового протагониста — антигероя. Не то чтобы американская аудитория не была знакома с неприятными и отторгающими персонажами. Одним из самых популярных ситкомов 1990-х был «Сайнфелд», циничные герои которого предавали друг друга и никогда не учились на собственных ошибках. А за полтора года до «Сопрано» на том же HBO вышла «Тюрьма OZ» — коллективный портрет безжалостных преступников, выживающих в экспериментальной тюрьме. Но оба сериала изначально создавали дистанцию — зритель не должен был сопереживать героям. Напротив, они должны были смешить или отторгать.
«Сопрано» с первых же минут вынуждает зрителя сопереживать Тони Сопрано, который входит в кабинет психотерапевта доктора Мелфи. Да, он мафиози, но в то же время и человек, страдающий из-за панических атак. В первых эпизодах Тони вызывает противоречивые чувства, но это пока комплексный протагонист. Антигероем он станет чуть позже — в пятом эпизоде.
«Колледж» посвящен совместной поездке Тони и его дочери Мэддоу. Девушка выбирает университет и посещает учебные заведения во время дня открытых дверей. В это время Тони случайно натыкается на бывшего мафиози, который стал информатором ФБР и теперь живет по программе защиты свидетелей. Тони выслеживает стукача и хладнокровно его душит. По-настоящему шокирует не само убийство, а то, что Сопрано ни секунды не колеблется в своем решении. Он мог поручить дело племяннику Кристоферу и провести больше времени с Мэддоу, а еще мог пощадить стукача, который сам стал отцом дочери. Но Тони решает выполнить дело самостоятельно — не ради личной выгоды, а просто потому, что «крыса должна умереть». Это кодекс, который нельзя нарушать. Сцена удушения длится долгих 80 секунд: Тони пыхтит и брюзжит слюной, пока провода, которые он использует как удавку, до крови продавливают его кисти и шею стукача. Именно в этот момент на американском телевидении родился первый антигерой — протагонист, которого понимаешь в один момент и искренне ненавидишь в следующий.