Безумные авиаторы: чем похожи Говард Хьюз и Илон Маск
Жизни Илона Маска и Говарда Хьюза — миллиардера-авиатора, образ которого на экране воплотил Леонардо ДиКаприо, удивительно схожи. Они оба пытались совершить революцию в отраслях, в которых работали. Оба превратили свою страсть к полетам в бизнес. Оба воевали с инвесторами и регуляторами. Оба крутили романы с голливудскими актрисами. Хьюз умер одним из богатейших людей мира. Чем закончится история Илона Маска?
Этот миллиардер из Лос-Анджелеса стал всемирно известным благодаря новаторским инженерным разработкам, рискованным испытаниям новых технологий и масштабным инвестициям, которые позволили совершить прорыв в пассажирских перевозках. Его романы со звездами обсуждали все. Он увольнял одного директора за другим, принимал странные решения, которые влетали в копеечку, и провоцировал конфликты, неоднократно бросая вызов политикам и пренебрегая законом. Но все же он был одним из величайших предпринимателей своего времени.
Нет, речь не об эксцентричном миллиардере Илоне Маске, который сейчас борется за пост гендиректора Tesla в суде с Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC) и пытается поставить компанию на ноги после того, как она потратила $5 млрд с 2010 года на популяризацию своих электромобилей и солнечных панелей. Мы говорим о миллиардере Говарде Хьюзе, который к моменту своей смерти входил в число богатейших людей мира. Хьюз инвестировал в авиацию и помог популяризовать коммерческие авиаперевозки, руководил крупнейшими киностудиями Голливуда и построил огромную империю на казино и недвижимости, а разработанное при его участии оборудование позволило начать новую эпоху в нефтедобыче. Он повлиял также на развитие спутникового телевидения, биомедицинских исследований и игорного бизнеса в Лас-Вегасе.
Пока федеральный судья Элисон Нэйтан рассматривает дело Илона Маска, которого SEC обвиняет в нарушении прошлогодней сделки по делу о манипуляции котировками Tesla, было бы полезно взглянуть на карьеру другого сумасбродного предпринимателя и его борьбу с американскими регуляторами. Ведь даже неожиданные победы не могли обеспечить бизнесу Хьюза долгосрочную стабильность.
Наследник, продюсер, авиатор
Говард Хьюз родился в 1905 году. В 1920-х годах унаследовал компанию Hughes Tool, которая выпускала буровые коронки для бурения нефтяных скважин. Хьюз никогда не интересовался нефтедобычей, поэтому перепоручил управление компанией другим и переехал в Лос-Анджелес. Там он мог тратить получаемые от Hughes Tool деньги на увлекательные проекты в авиации и кино — тогда они только начинали развиваться. Хьюз финансировал съемки немого фильма «Два аравийских рыцаря», который был удостоен «Оскара» за лучшую режиссуру комедии. На съемках его собственной картины «Ангелы ада» (1930) погибло несколько пилотов. Но сам Хьюз стал звездой. Он встречался с актрисами Джейн Рассел, Кэтрин Хепберн и Джин Питерс (на последней Хьюз женился). В свою очередь Илон Маск после развода с писательницей Жюстин Маск (урожденной Уилсон) женился на британской актрисе Талуле Райли, а позднее также встречался с актрисой Эмбер Херд и имел непродолжительный роман с инди-певицей Граймс, который вызвал большой ажиотаж в прессе.
Страсть Хьюза к авиации привела к тому, что он решил начать производство собственных самолетов, чтобы устанавливать мировые рекорды. Так в 1932 году у Hughes Tool появилось новое подразделение — Hughes Aircraft. К 1938 году Хьюз облетел вокруг Земли за рекордно короткое время, получив всемирную известность. В 1939 году он за $9 млн выкупил контрольный пакет акций американской авиакомпании Trans World Airlines, в которую щедро вливал деньги. Hughes Aircraft во время Второй мировой войны была крупным поставщиком самолетов для армии США. Хьюз инвестировал и в другие быстро развивающиеся авиастроительные компании, например, в Boeing и McDonnell Douglas.
Говард Хьюз умер в 1976 году. На тот момент под его контролем были авиакомпании Trans World Airlines и Hughes Airwest, голливудская киностудия RKO Pictures, несколько многомиллиардных компаний, шесть казино и большая часть неосвоенных участков земли в Лас-Вегасе. Хотя он и провел последние месяцы жизни в затворничестве на Багамах, в своей резиденции под названием «Занаду», его имя было известно во всем мире. Сегодня оно присвоено одной из крупнейших благотворительных организаций США — Howard Hughes Medical Institute.
Несмотря на все свои успехи, большую часть публичной жизни миллиардеру пришлось бороться с политиками и регуляторами. Как и в случае с Маском, SEC обвинила Хьюза в финансовых манипуляциях с акциями принадлежащих ему публичных компаний. Оба миллиардера также столкнулись с судебными исками от акционеров. Но есть и отличие — Хьюз из-за своих опрометчивых решений зачастую был вынужден передавать свои компании в слепой траст, что в некоторой степени защищало их от его своенравного управления.
Предприниматель, новатор, экспериментатор
Илон Маск родился в ЮАР и переехал в США в поиске новых возможностей в 1992 году, на заре эпохи интернета, чтобы изучать физику и экономику в Пенсильванском университете. Позднее он учился в Стэнфорде, но бросил учебу, чтобы создать компанию-производителя программного обеспечения, которую он в итоге продал Compaq. Следующим проектом будущего миллиардера была система электронных платежей X.com, ставшая частью PayPal. Илон Маск стал основателем компании вместе с Питером Тилем, Ридом Хоффманом и другими. Когда eBay приобрел PayPal в 2002 году, Илон Маск получил $165 млн, которые затем инвестировал в другие проекты. В 2002 году он основал ракетостроительную компанию SpaceX. В 2004 году потратил $6,35 млн на создание компании Tesla, которая стала ведущим производителем электромобилей в мире. Он финансировал производителя солнечных батарей SolarCity, который позднее вошел в структуру Tesla. А в 2017 году Маск создал The Boring Company, чтобы заниматься разработкой его собственной концепции вакуумных поездов Hyperloop.
Как и Говард Хьюз, Илон Маск смело ставил многое на карту, чтобы добиться изменений в крупных отраслях промышленности. Он точно так же хотел проверить, сколькими компаниями можно руководить одновременно, и составить конкуренцию мировым лидерам в автомобилестроении, электроэнергетике, нефтедобыче и освоении космоса. Tesla конкурирует с олигополией традиционных автопроизводителей. После сокращения бюджета государственного NASA Маск увидел, что у SpaceX есть возможности запускать спутники, грузовые космические корабли, а также отправлять в космос астронавтов. SolarCity призвана ускорить переход на экологически чистые источники энергии и помочь снизить зависимость человечества от ископаемых видов топлива.