Неблагородные рыцари: почему «Последняя дуэль» — лучший фильм Ридли Скотта со времен «Гладиатора»
В прокате «Последняя дуэль» — фильм 83-летнего Ридли Скотта, в котором каким-то образом уживаются юношеская энергия и седая мудрость. Егор Москвитин пытается разобраться, в чем причина успеха.
В концу XIV века во Франции дружат и живут по соседству два сквайра: Жан Де Карруж (Мэтт Деймон) и Жак Ле Гри (Адам Драйвер) — товарищи, прошедшие вместе не одну битву. Если бы фильм не начинался с флешфорварда (забегающей вперед сцены), в котором Де Карруж и Ле Гри сходятся в смертельной схватке, то непосвященный зритель даже мог бы принять их историю за комедийный броманс. Ведь один из героев неуклюжий и простодушный, а другой остроумный и расчетливый — парочка прямо-таки в духе «Догмы» (с Мэттом Деймоном) и «Человека, который убил Дон Кихота» (с Адамом Драйвером). Но «Последняя дуэль» — не рыцарский бадди-муви, а психологический триллер. Священную дружбу героев постепенно портят имущественные конфликты, судебные тяжбы и соперничество за внимание суверена (Бен Аффлек). А кульминацией мужской вражды становится то, что Ле Гри насилует Маргариту де Тибувиль (Джоди Комер) — жену героя Де Карружа. При этом распутный суверен готов оправдать преступника, а церкви нет дела до женских страданий. Поэтому единственный шанс на справедливость для супругов — рыцарская дуэль с обидчиком перед лицом короля. И жизнью в ней рискнет не только Ле Карруж, но и Маргарита. Ведь если муж погибнет, то и жену сожгут на костре — потому что поражение в поединке будет означать, что заговорщики соврали перед самим Господом Богом.
Может показаться, что Ридли Скотт увлекся русской литературой и решил скрестить «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» про неуживчивых соседей и «Песню о купце Калашникове» про мужа, вышедшего на бой с негодяем, чтобы защитить честь жены. Но на самом деле в основе фильма лежит реальный исторический инцидент — и современная книга Эрика Джагера по его мотивам. А драматургическую структуру «Последняя дуэль» заимствует из «Расёмона» Акиры Куросавы. Японский фильм строился по принципу перекрестного допроса: обвиняемые и свидетели по очереди описывали версии средневекого преступления. «Последняя дуэль» тоже трижды излагает одни и те же события: сначала устами Ле Карружа, затем — устами Ле Гри и напоследок — устами Маргариты. Каждая из трех глав начинается с титра со словом «Правда», за которым следует имя очередного героя. Версию женщины мы услышим последней — после того, как вдоволь наболтаются мужчины. И когда слово «Маргарита» исчезнет с экрана, а «Правда» ненадолго останется, зритель сделает важное открытие. Единственный надежный рассказчик в этой истории об изнасиловании женщины и амбициях мужчин — жертва. Иначе быть просто не может.