Пионер подпольного русского рока, композитор, певец и наставник. Памяти Александра Градского
В возрасте 72 лет ушел из жизни народный артист России, певец и композитор Александр Градский. О разнообразном творческом наследии артиста, которому как-то удавалось быть своим и для подпольной рок-сцены, и для эстрады, по просьбе Esquire вспоминает Антон Вагин.
К 2021-му году Александр Градский — авторитет, культовый персонаж, всеми уважаемый и любимый. Вся страна знает его самого, но вот о его заслугах, о его творчестве — не особо. Подойди к любому случайному молодому человеку на улице и спроси, кто такой Градский, — скажет: «А, это тот, который в «Голосе» всех жёстко судит». Подойди к случайному человеку постарше — скажет: «А, отец русского рока». Граждане ещё постарше вспомнят, как Градский был классиком советской эстрады, исполняя песни вроде «Как молоды мы были». И все они, безусловно, будут по-своему правы. Но масштаб фигуры Градского настолько велик, что как-то однозначно ответить на вопрос о том, кем он был, просто невозможно.
Действительно, Градский был одним из основателей рока в Советском Союзе. Но не того рока эпохи 1980-х, который сегодня принято считать чуть ли не началом начал русской независимой музыки, а куда более раннего. Александр Борисович ещё в середине 60-х, вдохновившись творчеством The Beatles и сотоварищи, переносил только-только появившийся западный рок на советскую почву. Группы «Скифы» и «Скоморохи», в которых он играл, сегодня, скорее всего, никто особо и не вспомнит, но именно они стояли у основ андеграунда СССР и без них спустя 20 лет никакие Гребенщиковы, Кинчевы и Цои,