Не все потеряно: как кинематограф осмысляет мировые трагедии
Войны, катастрофы, теракты и прочие ужасные события в истории — возможно, если они закончатся, то и кино как таковое перестанет быть нужным. Если подумать, почти любое крупное событие, унесшее жизни большого количества людей, становится идеальным материалом для фильма, причем в абсолютно любом жанре. Про тот же холокост можно снять мрачную драму («Пианист»), можно постмодернистский боевик («Бесславные ублюдки»), а можно комедию («Кролик ДжоДжо»). Кинокритик Иван Афанасьев выбрал восемь трагических событий в истории человечества и на их примере рассказывает, как кинематограф работает с материалом человеческих трагедий.
11 сентября
Конечно же, когда речь заходит о терактах, одним из первых на ум приходит совершенный террористами «Аль-Каиды» захват четырех пассажирских самолетов в 2001 году, два из которых врезались в здание Всемирного торгового центра и еще один — в здание Пентагона. Итог — почти 3 тыс. убитых и более 6 тыс. раненых. И как бы цинично это не звучало, теракт 11 сентября — один из самых «популярных» в кинематографе. Голливудская индустрия в 2000-х была на пике, поэтому в течение двух десятков лет вышло большое количество фильмов, с разных сторон осмыслявших произошедшее.
Например, один из самых необычных — «Потерянный рейс» Пола Гринграсса, режиссера фильмов о Мэтью Борне, известного своей тягой к реалистичности. В нем трагедия осмысляется с точки зрения пассажиров «забытого» рейса 93, четвертого самолета, не попавшего в цель. Вообще, если присмотреться, фильмы о терактах, как правило, концентрируются в первую очередь на свидетелях и тех, кто ликвидировал последствия — как в фильме «Башни-близнецы» Оливера Стоуна (о полицейских, оказавшихся под завалами). А то и вовсе, как в фильме «Жутко громко и запредельно близко», показывают эти события глазами тех, кто вообще их не застал, но ощутил на себе последствия трагедии.
«Норд-Ост»
Как ни странно, в России до сих пор почти нет фильмов о событиях на Дубровке. В результате штурма театрального центра, захваченного чеченскими террористами во время показа мюзикла «Норд-Ост» 23 октября 2002 года, большая часть пленников были освобождены, а злоумышленники ликвидированы; правда, часть заложников погибли (по разным данным, от 130 до 174 человек) — в том числе из-за применения спецназом усыпляющего газа.
Спустя всего два года после трагедии в российский прокат вышла картина Евгения Лаврентьева «Личный номер», в основе которой лежит история захвата центра, но которая никак напрямую не упоминается. Фильм, несмотря на участие зарубежных звезд (например, Джона Эймоса из «Крепкого орешка 2»), провалился в прокате и собрал низкие оценки зрителей — потому что, по сути, это была пропагандистская картина о том, что теракт подготовили олигархи, а героический спецназ ФСБ всех спас. В итоге чуть ли не единственным фильмом об этих событиях стала «Конференция» Ивана И. Твердовского — рефлективная драма о людях, которые спустя годы собираются, чтобы воссоздать события теракта на Дубровке и разрешить мучившие их все это время проблемы.
Чернобыльская катастрофа
А вот про «Чернобыль», как в народе называют разрушение четвертого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, случившееся 26 апреля 1986 года, снимают много, часто и не только там, где трагедия произошла, то есть в Украине и странах бывшего СССР. Почти сразу после случившегося под Припятью появились первые документальные фильмы — например, «Чернобыль. Хроника трудных недель» и «Колокол Чернобыля», вышедшие в тот же год и содержащие хронику событий, снятую очевидцами.