Алина Крюкова поговорила с Иваном Чечотом об искусстве в эпоху кризиса

СНОБКультура

Беседа галериста Алины Крюковой и искусствоведа Ивана Чечота

1.jpg
Выставка «Утопия и Ухрония». Фото: пресс-служба a-s-t-r-a

В галерее современного искусства a-s-t-r-a проходит выставка «Утопия и Ухрония» художников Сергея Сонина и Елены Самородовой-Сониной. В основе проекта — размышления о том, какой была бы жизнь в России, если бы секретный план императора Павла I и первого консула Франции Наполеона Бонапарта, известный как Индийский поход, увенчался успехом. Основатель галереи Алина Крюкова поговорила с куратором выставки, искусствоведом Иваном Чечотом об искусстве в эпоху кризиса, убегании художников от реальности в мир метафизических фантазий и уникальности российского культурного ландшафта.

Иван Дмитриевич, вы человек из мира науки. Расскажите, как вы пришли в актуальную художественную повестку?

С ранних лет я интересовался не только искусством прошлого, но и творчеством художников нашего времени, посещал выставки уже в 60–70-х годах, обсуждал их с друзьями. Тогда у меня еще не было друзей-художников. Позже они появились, и мне стало интересно не только наблюдать за ними, но и принимать участие в их работе в качестве искусствоведа, экспозиционера. В середине 80-х годов в моей аудитории в университете стали появляться художники, которые дружили с моими студентами-искусствоведами. Некоторые не стали знаменитыми, рано умерли, как Виктор Тузов, другие прославились на весь мир, как Тимур Новиков. Ни о каком вхождении в «актуальную художественную повестку» тогда не было речи, поскольку такого выражения на тот момент просто не существовало.

Понятие об актуальном искусстве возникало на моих глазах и внедрялось в обиход на рубеже 90-х годов. Художники говорили об искусстве свежем, молодом, ярком, но не об актуальном. О том, что они «актуальные», они узнали позднее. Начинали они как современные или модернистские художники, или даже просто как хорошие в своих собственных глазах и в глазах своих друзей. Мне и сегодня мало дела до актуальной повестки. Я равнодушен к «художественному процессу» и его самоописанию в тех или иных терминах. Создающееся сегодня искусство интересует меня не столько со стороны его типа и направления (актуальное, современное, постсовременное, старомодное, консервативное, левое или правое и пр.), сколько совершенно индивидуалистически как такое, которое вошло в мою личную жизнь, вошло довольно случайно, непредсказуемо и в то же время симптоматично. Я не имею никакой кураторской линии и занимаюсь только теми художниками, кто в той или иной степени близкий для меня человек. При этом я могу вполне критически относиться к результатам их творчества.

В чем отличие интеллектуального запроса художников на сломе эпох 80–90-х годов и сегодняшних, работающих в ситуации кризиса? Если ретроспективно посмотреть на современное искусство последних трех-четырех десятилетий, куда оно движется? Какие проблемы решает и какие задачи ставит?

Обобщенно ответить на этот вопрос невозможно. Художники были и остаются очень разными. Кто-то имел и имеет высокие интеллектуальные запросы, другие не поймут самой этой формулировки. Любой обобщающий ответ будет либо банален, либо груб.

2.jpg
Иван Чечот. Фото: пресс-служба a-s-t-r-a

Что касается «ситуации кризиса», то она почти перманентна, хотя и меняет свое содержательное наполнение. Скажу, однако, что в нашей стране на рубеже 90-х годов на новое искусство возлагались большие надежды, оно вот-вот должно было победить застой, выйти на мировую арену, породить нового зрителя, вызвать к жизни свободный рынок искусства и прочее. Многое удалось, и в то же время по ходу развития искусство, которое назвало само себя актуальным, стало обыденностью или нормальным явлением, стало терять остроту, пресловутую актуальность. Так сложился новый «прогрессивный» застой. Искусство все это прекрасно чувствует и пытается преодолеть рутину актуальности с помощью обращения ко все более горячим, прежде всего в политическом отношении, темам и радикальным средствам.

В последние три-четыре десятилетия искусство двигалось за свои пределы, отталкивалось от самого себя и бралось за дела для себя скорее неподъемные. Оно перестало ставить и решать художественные проблемы, превратилось в критическую и, так сказать, исследовательскую деятельность, стало прежде всего образом жизни. Из проблем, которые оно ставит, назову в первую очередь задачу самосохранения статуса и системы современного искусства. Искусство, постоянно отменяя все свои границы и определения, вместе с тем озабочено тем, чтобы остаться в привилегированном положении именно как «искусство». Перестав быть свободным и самодовлеющим артистизмом, посмеявшись над эстетическими и нравственными ограничениями, объявив проблемы формы не существующими, искусство загнало себя в повестку, в тиски злобы дня, порожденные социальными науками и политизированной журналистикой. Это и есть кризис искусства, из которого, однако, невозможно выйти каким-то привычным способом: все попытки преодолеть скуку современного искусства с помощью драматизации, в рамках философии «события» только усугубляют драматизм кризиса.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

5 книг о разных субкультурах 5 книг о разных субкультурах

Книги о советских хиппи, русском авангарде и других субкультурах

СНОБ
Партизаны подлинные и мнимые Партизаны подлинные и мнимые

Каким было партизанское движение во время Второй мировой войны?

Дилетант
Художник Константин Сутягин про средневековый реализм, счастье, чудо и Москву Художник Константин Сутягин про средневековый реализм, счастье, чудо и Москву

Художник Константин Сутягин — случайности в искусстве и средневековой традиции

СНОБ
На стыке эпох На стыке эпох

Уникальный интерьер в духе дореволюционных петербургских домов

SALON-Interior
«Никто не может нас обидеть, кроме нас самих»: почему это неправда «Никто не может нас обидеть, кроме нас самих»: почему это неправда

Почему нельзя игнорировать обиду?

Psychologies
Секс за деньги, многомужество и проглатывание крайней плоти: необычные сексуальные традиции разных стран Секс за деньги, многомужество и проглатывание крайней плоти: необычные сексуальные традиции разных стран

У каждого народа есть свой свод правил, диктующий сексуальное поведение

Psychologies
Ученая бессмыслица Ученая бессмыслица

«Киприанов пир» как образец эрудитски-виртуозного абсурдизма

Weekend
​«Да, плохо, но зато — стабильность»: стоит ли терпеть неврозы на нелюбимой работе и как понять, когда пора уходить ​«Да, плохо, но зато — стабильность»: стоит ли терпеть неврозы на нелюбимой работе и как понять, когда пора уходить

Почему увольнение из ненавистной компании не всегда становится облегчением

VC.RU
Дроны спешат на помощь: беспилотники изучают огромные территории и поднимаются выше Эвереста Дроны спешат на помощь: беспилотники изучают огромные территории и поднимаются выше Эвереста

Беспилотники Supercam не простые игрушки для миллениалов, а серьезные машины

ТехИнсайдер
Как секс-торговцы в США использовали семейное приложение для слежки за жертвами Как секс-торговцы в США использовали семейное приложение для слежки за жертвами

Life360 использовалось в качестве цифрового «поводка» в секс-торговле

Forbes
«Просвещать и карать» «Просвещать и карать»

Функции цензуры в Российской империи середины XIX века

N+1
Почему нельзя дружить только с партнером: 4 причины расширить круг общения — восстановите личное пространство Почему нельзя дружить только с партнером: 4 причины расширить круг общения — восстановите личное пространство

Почему нужно обязательно иметь друзей

Psychologies
Страшное сияние совершенного разума: почему мы боимся искусственного интеллекта и как преодолеть страх? Страшное сияние совершенного разума: почему мы боимся искусственного интеллекта и как преодолеть страх?

Откуда взялся страх перед искусственным интеллектом и насколько он опасен?

Правила жизни
Автомобильные холодильники: какие бывают и какой лучше купить Автомобильные холодильники: какие бывают и какой лучше купить

Разбираемся в специфике автохолодильников и выбираем оптимальный вариант

CHIP
Бисер, японская керамика, коллаж из ткани и чугун. 5 молодых художников, работающих с ремесленными техниками Бисер, японская керамика, коллаж из ткани и чугун. 5 молодых художников, работающих с ремесленными техниками

Пять художников, которые обращаются к старейшим ремесленным практикам

Правила жизни
Смотри и слушай. На что нужно обращать внимание при осмотре внедорожника с пробегом Смотри и слушай. На что нужно обращать внимание при осмотре внедорожника с пробегом

Универсальный набор рекомендаций, который поможет провести осмотр бэушки

4x4 Club
Парижские джунгли Парижские джунгли

Манера художника-самоучки Анри Руссо была далека от реализма

Вокруг света
Держим курс на весну Держим курс на весну

7 советов, как освежить интерьер квартиры в новом сезоне

Лиза
В начале было слово: зачем нужно идти на выставку «Логос: голос конструктивизма» в центре «Зотов» В начале было слово: зачем нужно идти на выставку «Логос: голос конструктивизма» в центре «Зотов»

Мария Аборонова изучила выставку «Логос: голос конструктивизма»

Правила жизни
6 фильмов, в которых снялись профессиональные спортсмены 6 фильмов, в которых снялись профессиональные спортсмены

Знаменитые спортсмены иногда проявляют себя не только в профессиональном спорте.

Maxim
Князь тишины. Обзор BMW X7 M60i xDrive Князь тишины. Обзор BMW X7 M60i xDrive

BMW X7 M60i xDrive — роскошь и комфорт в управлении

4x4 Club
Вы акула, плюшевый мишка или лиса? Узнайте типы поведения во время конфликтов Вы акула, плюшевый мишка или лиса? Узнайте типы поведения во время конфликтов

Как вы ведете себя во время конфликтов?

ТехИнсайдер
Заехать по-соседски Заехать по-соседски

На длинные майские праздники мы решили махнуть на машине в Республику Беларусь!

Лиза
Мозг одиноких людей воспринимает мир иначе. А у вас так? Мозг одиноких людей воспринимает мир иначе. А у вас так?

Как связаны чувство одиночества и восприятие мира?

ТехИнсайдер
Что будет за отказ от медосвидетельствования. Объяснение юристов Что будет за отказ от медосвидетельствования. Объяснение юристов

От требования сотрудника ГИБДД отказаться не получится

РБК
Морские огурцы могут разорвать собственную задницу и обвить врага комком липких внутренностей Морские огурцы могут разорвать собственную задницу и обвить врага комком липких внутренностей

Морские огурцы только кажутся легкой мишенью для голодных хищников

ТехИнсайдер
Московские утопии Московские утопии

Дмитрий Венков: кино для Города Солнца

Weekend
Снова запутались волосы? Возможно у вас генетическое заболевание, известное как синдром нерасчесываемых волос Снова запутались волосы? Возможно у вас генетическое заболевание, известное как синдром нерасчесываемых волос

Почему волосы путаются?

ТехИнсайдер
Как избавиться от запаха бензина в салоне автомобиля, на коже и одежде: механик со смекалкой подсказал решение Как избавиться от запаха бензина в салоне автомобиля, на коже и одежде: механик со смекалкой подсказал решение

Как избавиться от специфического аромата бензина на руках, одежде и в авто

ТехИнсайдер
Почему легкие свистят и стоит ли переживать по этому поводу? Почему легкие свистят и стоит ли переживать по этому поводу?

Почему появляется свист при дыхании?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении