«Я хочу показать, что можно спать 8,5 часов в сутки и управлять двумя компаниями». Джек Дорси — о культуре, ценностях и совершенстве
В 2005 году начальник Джека Дорси поставил задачу ему и еще 13 подчинённым придумать быстрый стартап — и в ответ Дорси предложил создать приложение, в котором можно было бы собрать друзей и вкратце узнавать, как у них дела. Впоследствии эта идея мутировала в социальную сеть Twitter, а Дорси стал её CEO и фронтменом. А когда знакомый Дорси рассказал ему, что не смог принять оплату по кредитной карте и потерял из-за этого $2 тыс., предприниматель задумал создать сервис обработки электронных платежей и в 2009 году запустил стартап Square. Дорси активно экспериментирует с организмом: купается в ледяной ванне, ест семь раз в неделю и иногда голодает по несколько дней подряд, а также медитирует по два часа в день и ежегодно ездит на десятидневные курсы випассаны. Джек — миллиардер, и до конца жизни он обещает раздать всё своё состояние на благотворительность, чтобы иметь возможность увидеть, как его деньги помогают людям, и получать от этого удовольствие. Из-за необычного образа жизни и мыслей вокруг фигуры Дорси в Кремниевой долине сложилось нечто вроде культа — в то же время многие критикуют Дорси за пропаганду сомнительных привычек. Вот что писал и говорил в разные годы один из самых оригинальных предпринимателей в мире о бизнесе, саморазвитии и стремлении к простоте в технологиях.
Про культуру в команде
Ценности вашей компании будут со временем меняться, сменят друг друга несколько миссий. Но цель — это то, что переживет всё остальное. Когда я общаюсь с другими предпринимателями, у меня возникает много вопросов о том, как мы думаем о культуре и что она на самом деле означает. Для меня культура — это согласованность вокруг общей цели, то есть причины, по которой мы просыпаемся и работаем над этой конкретной проблемой, вместо того чтобы заниматься чем-то другим.
Первый вопрос, который я задаю на собеседованиях: «Почему мы?» Иногда мне говорят: «Ну, похоже, ваша компания будет успешной». Это неправильный ответ. Но от других могу услышать: «У моей мамы есть кафе, и она не может принимать кредитные карты. Я думаю, то, что вы делаете, ей поможет». И если человек ещё добавит: «Но вот это, я думаю, вы делаете неправильно», — это будет ещё лучше.
Я больше сосредоточен на том, как человек думает, чем на его навыках. Вы можете применить свою креативность и сообразительность ко множеству разных проблем, где особый опыт не приносит особой пользы.
Но никто из первых 50 человек в Square не работал в сфере финансовых услуг или банке, и это было очень полезно. У них был совершенно свежий взгляд, и многие сомневались в том, что индустрия воспринимала как должное.
Многие мелкие детали в компании касаются того, как мы общаемся. Даже толкучка между креслами в конце совещания показывает, насколько вы уважаете людей и общее пространство. Если вы обращаете внимание на подобные детали, это помогает быть внимательным к мелочам в сервисе или программном обеспечении. Ежедневная работа над улучшением мелочей в конечном итоге приводит к большим вещам.
На старте Twitter у нас был удивительный инженер, который отвечал за весь код, — он поддерживал работоспособность серверов и сам сервис. К сожалению, он также был настроен очень негативно — и это отравляло команду.