Не только материальная помощь: как устроен приют для женщин с детьми
Благотворительность во многом похожа на бизнес: нужно понять, кто ваша целевая аудитория, какую проблему вы помогаете ей решать, за счет чего растете и насколько эффективно работаете. Но есть и важные отличия — от психологии клиентов до невозможности оптимизировать некоторые процессы. Координатор проекта «Теплый дом» фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» рассказывает об этом на примере приюта для женщин, которым некуда выписываться с ребенком из роддома.
В России около 2400 детей ежегодно оставляют в роддомах (1957 детей — в 2020 году, 2416 детей — в 2019 году, 2889 детей — в 2018 году). По опыту фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», в 50-60% случаев женщины отказываются от ребенка из-за сложной жизненной ситуации — например, им негде жить и нет ресурсов, чтобы обеспечить ребенка. Если вовремя предложить этим женщинам помощь, есть шанс, что ребенок не окажется в детском доме.
Когда из роддома поступает сигнал об отказе от ребенка, к женщине приезжает психолог фонда, задача которого — показать, что из трудной ситуации, которая кажется сейчас безвыходной, может быть выход. С 2016 года в фонд поступило 293 таких сигнала. В 166 случаев женщины не отказались от детей, когда им предложили конкретную помощь.
Временное проживание в приюте — один из видов поддержки, которую оказывает фонд. Координатор проекта «Теплый дом» Елена Андреева рассказывает, как устроены приюты и почему приют — это не бесплатное общежитие.
Увидеть причину проблемы
Многие думают, что матери бросают малышей потому, что не любят их и не хотят их воспитывать, но чаще всего причина отказа — это отсутствие безопасного жилья. Значит, если обеспечить женщине такое жилье, ребенок останется в семье. Поэтому логично, что, например, фонд, помогающий детям-сиротам, организует проект помощи женщинам с кровными детьми: в конечном счете такая помощь тоже решает проблему сиротства.
Идти «от цели»
Приют — это не общежитие. Невозможно просто предоставлять временное жилье и надеяться, что проблемы спустя какое-то время сами по себе исчезнут. Без работы психолога, юриста, координатора невозможно помочь справиться со сложной жизненной ситуацией.
В «Теплом доме» нет жестких ограничений по времени пребывания, средний срок — восемь месяцев, это довольно много. Женщины уезжают из нашего центра только тогда, когда выполнен план работы по выходу из сложной жизненной ситуации. Этот план мы составляем вместе с женщиной сразу после того, как она к нам приехала.
Мы спрашиваем ее, как она видит свою жизнь: съемное жилье, возвращение на родину. План может меняться, но нам важно сразу обсудить, что в центре пребывание временное и нужно решить, где она будет жить после выхода. Мы сразу говорим, что в случае необходимости оплатим ей первый месяц, когда она найдет съемное жилье. Некоторые наши мамы продолжают жить вместе и после «Теплого дома», чтобы было легче снимать комнату или квартиру.
Определить задачи (даже те, которые не видны на первый взгляд)
Всех женщин, которые обращаются за помощью, объединяет то, что прямо сейчас им некуда пойти с ребенком. Но если копнуть глубже, то у каждой свои проблемы и к каждой нужен индивидуальной подход.
Например, если женщина — гражданка России, у которой по какой-то причине нет жилья или в него опасно возвращаться, то после выпуска из «Теплого дома» мы помогаем ей первый месяц оплачивать съемное жилье. И в течение трех месяцев отправляем ей посылки со всем необходимым: средствами гигиены, детской одеждой, памперсами, питанием. Снижаем помощь постепенно, чтобы не получилось так, что она резко осталась одна.
Если женщина — мигрантка, нужно помочь ей с оплатой медицинских услуг, так как у нее нет полиса. Другое направление работы — восстановление отношений с родственниками, которые по разным причинам могут отвернуться от девушки после того, как она родила. Когда семья готова принять ее с ребенком на родине, мы оформляем документы на выезд и покупаем билеты. Если женщина не может вернуться домой и остается в России, мы, как и в первом случае, помогаем ей с оплатой жилья и отправляем посылки.