Наколи мне брови! Почему мужской макияж все еще считается дикостью в нашей стране?
Разбирались в вопросе вместе с тиктокером, культурологом и визажистом.
Мужчины и макияж: здесь мы могли бы написать статью об истории их взаимоотношений, идущей сквозь века и завершить ее выводом о том, что сейчас общество не готово к косметике на мужском лице, разве что в небольших количествах.
Но мы не пойдем привычным путем, а попытаемся выяснить, почему в России макияж на мужчинах становится не просто причиной для насмешек, но действительно рискованной практикой? И можно ли это как-то исправить?
В конце июня этого года в тиктоке появилось видео, на котором кассирша из Дикси отказалась обслуживать покупателя только потому, что он накрашен. В кадре видно только молодого человека, похожего на прекрасного Шляпника из «Алисы в Стране чудес». На оскорбительные выпады он реагирует спокойно и отвечает без агрессии. Сотрудница же магазина продолжает унижать парня и наотрез отказывается пробивать товар. После короткого разговора парень и сам отказывается от покупки.
Видео набрало больше четырех миллионов просмотров в тиктоке: аудитория в большинстве своем встала на сторону автора, но не стоит забывать, что основные подписчики тиктокеров – зумеры. В жизни оффлайн российские мужчины с макияжем регулярно сталкиваются с насмешками, оскорблениями и даже угрозами.
Автор видео – тиктокер Леонид (@leonidvladimirobitch). Он рассказал: «Многие поддержали меня в тиктоке и продолжают это делать. А кассирше просто не хватило воспитания, чтобы держать себя в руках. И это ее проблема лишь на 50%, так как все идет из семьи и общества, которые окружают человека».
Леонид жил в разных городах – Сельце, Брянске, Москве, Санкт-Петербурге – и регулярно сталкивался с непониманием окружающих. На вопрос о том, можно ли сказать, что в крупных городах люди более терпимы, он отвечает: «Можно, но везде есть люди адекватные и не очень».
Российское общество постепенно меняет отношение к мужскому макияжу, но все еще не готово к полному принятию. «У нас в стране всегда была пропаганда насилия и неприязни ко всему, что не может совершать насилия и отличается от общей массы. Сейчас растет другое поколение, все благодаря появлению интернета - значительную часть воспитания люди получают именно в нем», – говорит Леонид.
Мы узнали у кандидата культурологии и доцента департамента медиа Высшей школы экономики Оксаны Мороз, почему многие люди в нашей стране негативно относятся к яркому мужскому макияжу.
«Мне кажется, основная проблема с принятием яркого мужского макияжа связана с несоответствием этой визуальной практики привычной для публичного поля мужской гендерной социализации. Ожидаемые нормы внешности, поведения – в отношении и мужчин, и женщин – патриархальны и патриархатны. То есть опираются на нечто, воображаемое традицией (и часто выдаваемое за традицию элитами), и диктуют соблюдение правил полоролевых отношений. Эти отношения, во-первых, бинарны: есть М и Ж, любая флюидность – “ненормальна”. А во-вторых, стереотипны: мальчики не плачут, играют в войнушку и единственный возможный макияж – боевая раскраска Рэмбо; а девочки – чувствительны, ранимы и должны нравиться, в том числе, за счет экспериментов с внешностью. Такие ожидаемые нормы закрепляются стереотипными изображениями людей – в медиа и вообще культуре. И до тех пор, пока в визуальных медиа, как минимум, не появятся иные образы и репрезентации, эти нормы будут главенствовать», – ответила Оксана.