Скульптура, состоящая из ассоциаций
Работа Урса Фишера «Большая глина №4», поставленная Фондом V-A-C на Болотной набережной, вызвала повышенный до истеричности интерес москвичей. Объяснить такую реакцию трудно.
Некоммерческий Фонд современного искусства V-A-C был основан девять лет назад предпринимателем Леонидом Михельсоном и Терезой Иароччи Мавикой, ставшей генеральным директором фонда. Со дня основания эта институция успешно и плодотворно участвовала в российской и международной художественной жизни: фонд устраивал выставки на разных площадках, в том числе и на собственной в Венеции, организовывал встречи с кураторами крупнейших международных выставок, знакомил их с российскими художниками, выпускал книги. В общем, это серьезная и уважаемая организация, а ее руководителю Терезе Мавике можно было бы присвоить звание заслуженного деятеля современного искусства России, если бы такое существовало. Она итальянка, но больше 30 лет живет в Москве и последние 18 лет активно работает как эксперт и куратор в современном искусстве.
Украшение реставрации
Этой осенью Фонд V-A-C открывает свое здание в Москве. Давно не функционирующую по назначению электростанцию на Болотной набережной преобразил в элегантное место для культурного центра живой классик архитекторы Ренцо Пьяно. Поставить в преддверии открытия перед отреставрированной и свежевыкрашенной ГЭС-2 произведение известного современного художника — скульптуру или объект — практика популярная и разумная. Так к новому месту заранее привлекается общественное внимание.
В общем, решение поставить «Большую глину №4» Фишера было осознанно принято компетентным руководителем солидного фонда, прекрасно знающего ситуацию в современном искусстве и отношение к нему московской публики. С профессиональной точки зрения Тереза Мавика действовала тактически точно. И для премьерного публичного показа выбрала очень известного и влиятельного куратора.
Франческо Бонами — в настоящее время художественный директор Фонда Сандретто Ре Ребауденго в Турине, автор пяти книг о современном искусстве и его восприятии («Я тоже так могу! Почему современное искусство — это искусство» переведена на русский язык). В 2002 году он курировал крупнейшую биеннале современного искусства Manifesta, на следующий год — Венецианскую арт-биеннале. Сделал десятки выставок в крупнейших галереях и музеях мира.