Пиявки семидесятой широты
Что заставляет арктических червей темнеть
Чем глубже мы погружаемся в биологическое разнообразие Арктики, тем лучше понимаем, насколько еще мало изучена в зоологическом и ботаническом отношении эта область Земли. Это четко показывают исследования зоологов, том числе недавнее, ученых из Архангельска, Санкт-Петербурга, Москвы и Сургута, изучавших таксономическое разнообразие пресноводных пиявок полярных областей.
В 2016 году наши коллеги — зоологи из университета Черногории в Подгорице Владимир Пешич и Клеменс Гроссер обнаружили и описали новый вид пресноводной пиявки Glossiphonia balcanica. Ее было принято считать эндемиком Балканского полуострова, на что указывает и научное название этого вида. Но к нашему большому удивлению, этот «южноевропейский эндемик» оказался едва ли не самым распространенным в Арктике и Субарктике представителем семейства Glossiphoniidae.
Генетический анализ помог выявить пиявок этого вида в водоемах Исландии, Кольского полуострова, Полярного Урала, плато Путорана… Кроме того, G. balcanica была зарегистрирована на севере европейской части России (Архангельская область) и в верхней части бассейна реки Волги (Московская область). А ее обитание на Балканах позволяет предположить, что на этом полуострове некогда располагался рефугиум (убежище), в котором до сих пор сохранились остатки четвертичной фауны, вымершие в других регионах Европы во время ледникового периода.
На северное происхождение этого вида указывает и его экология. На Балканах G. balcanica обитает в горных быстротекущих потоках, температура которых значительно ниже, чем это типично для юга Европы. Вид известен также из сравнительно холодного Скадарского озера. Так что балканская пиявка — отнюдь не эндемик юга Европы, а реликт, и Балканы, видимо, тоже можно рассматривать как «заповедник» фауны ледникового периода.
Закаленные Арктикой
Биологи и путешественники, хорошо знакомые с высокими широтами, никогда не описывали их как «зоологическую пустыню». Совсем наоборот: те виды, что смогли проникнуть в эти негостеприимные края, приспособиться к существующим там условиям, получают своеобразный экологический «приз», оказываясь в среде обитания, где снижено давление хищников и конкурентов, а значит, есть возможность захватить куда большее жизненное пространство, чем в тропиках и субтропиках, где все «места под солнцем» давно поделены и идет самая отчаянная борьба за существование.
Хороший пример такого рода дают пресноводные пиявки, группа животных, которую традиционно было принято считать не очень характерной для полярных местностей. В науке гирудинологии (так называется область зоологии, специально посвященная пиявкам — Hirudo, по-латыни) сложилось мнение, что в высоких широтах эти представители класса малощетинковых червей представлены очень небольшим числом видов, встречаются спорадически и редко достигают высокой численности.
Наш научный коллектив, куда входят специалисты из научных институтов и университетов Архангельска, Санкт-Петербурга, Москвы и Сургута, занимается пиявками Арктики уже не первый год. За это время сотрудники нашей команды посетили большое число мест в арктических и субарктических регионах (и не только на территории России, но также в Канаде, на Аляске) и собрали довольно представительную коллекцию этих существ, которые для большинства людей, далеких от науки, представляются обычно чем-то весьма малоприятным, если не отталкивающим. У профессиональных зоологов мнение на этот счет совсем другое.