Уединённая волна. Вспоминая те годы
Эссе 1. Волны кафедры физики моря
Звонит телефон. Поднимаю трубку и слышу обычный вопрос:
— Это море?
— Море, море…
— А почему список на конференцию не сдали? Атмосфера и Земля уже сдали.
— Мы подготовили. Сегодня принесу.
Кладу трубку, беру список, но опять звонок телефона и опять слышу:
— Это море?
Напряжённая научная работа у нас на кафедре физики моря в нашем самом большом университете. В МГУ. Кроме учебного процесса, ещё исследования, конференции, доклады на семинарах, советах и собраниях кафедр.
Рядом, на одном этаже с нами, кафедры физики Земли и физики атмосферы, а немного дальше — кристаллографии, но она и все, которые дальше, к нашему отделению геофизики не относятся.
В разговорах по телефону названия, как водится, сокращают, например: «Пришли с земли, занята атмосфера, а от моря легче дождаться хорошей погоды, чем бумаг…». Насчёт погоды, конечно, явное преувеличение, с деловыми бумагами у нас всё в порядке. Вот и сегодня, скоро закончу эксперимент и перед занятием со студентами все списки, рецензии, заключения отнесу…
Я работаю в лаборатории, за столом с множеством измерительных приборов. Рядом, в двух шагах от меня, плавно бегут волны. Да, настоящие ветровые волны движутся одна за другой по кругу в специальном кольцевом канале с водой, диаметром около двух метров. И на экране монитора передо мной двойники этих волн чертят плавные разноцветные кривые. Стенки и дно канала прозрачные, и сверху крышка с окошками тоже из прозрачного пластика. Так что можно наблюдать со всех сторон, как маленькая частичка океана бьётся о стекло, сверкает и чертит волной мгновенный рисунок. По вертикальной стенке пробегает её извилистый плоский профиль.
Громко и протяжно гудит вентилятор. Он создаёт нам ветер, постоянно подгоняющий волны. Сейчас они быстро растут и вот уже мчатся, сильные и высокие, набегают друг на друга, вырастают в большие холмы, иногда отчаянно бьют вершинами по крышке и рассыпаются брызгами. Вот он, настоящий шторм в разрезе.
Студентам особенно нравится эта часть наблюдений, жаль, что сейчас я здесь одна. И мне надо спешить: ещё много дел по научной части. Поэтому битый лёд в канал бросать пока не буду. Айсберги у нас будут позже.
А в моём океане шторм нарастает. Очень удачный эксперимент. Компьютер послушно записывает гнев вольной стихии. Крышка подпрыгивает от ударов крутящегося потока. Волна цунами бежит по кругу. Она бежит высоким холмом по ровной водной глади… Пора всё завершать. Надо выключать…
А вот и студенты врываются, как весёлый ветер, в лабораторию. Быстро проходят мимо продольного водного канала, приближаясь к круговому, о чём-то продолжают спорить на ходу. Кто-то рывком сбрасывает сумку с плеча, подталкивая впереди идущего…
Не успеваю крикнуть: «Осторожно!», как они задевают бак со льдом. Он падает, скользкие куски вылетают, бьют по установке. Кран в прозрачной стенке открывается, и разъярённый поток с гулом вырывается водопадом в комнату. Студенты в стороны… Бегу к крану, пытаюсь закрыть, но вода сопротивляется. Ветер гудит. Вращение воды в канале продолжается. Волны гуляют по паркету.
Наконец удаётся остановить водопад. Выключаю ветер, приборы. Тишина. Мокрая, я стою в туфлях посреди воды. На её поверхности вокруг меня белеет, спокойно покачиваясь, снег. Звонит телефон. Иду осторожно, отталкивая холодные блестящие льдины. Поднимаю трубку и слышу:
— Здравствуйте. Это море?
— Море, море…
МГУ им. М. В. Ломоносова, физический факультет, кафедра физики моря, 2000-е годы.
На кафедре физики моря — волненье
Сегодня на кафедре физики моря
Волненье. И даже немного штормит:
Набор в экспедицию кончится вскоре,
А птица удачи к немногим летит.
Хотелось бы крылья взметнуть
парусами,
Проникнуть в секреты морской
целины,
Экватор увидеть своими глазами,