Как ученые и путешественники делали первые карты и измеряли расстояния

Наука и жизньИстория

О чём поведала астролябия VP-856 и как цифровые карты помогли заглянуть в прошлое

Кандидат физико-математических наук Сергей Масликов, президент Новосибирского астрономического общества

Карта мира по Птолемею, как она представлена в Атласе древней и классической географии Сэмюэла Батлера, изданном в 1907 году.

Люди издавна задумывались о размерах окружающего мира, строили карты, объясняющие его устройство. Настоящей библией античного мира стал объёмный труд «География», составленный греческим учёным Клавдием Птолемеем в середине II века. Если бы кто-то смог посчитать его индекс цитируемости, то он превзошёл бы все мыслимые значения. Более тысячи лет на основе «Географии» составлялись все новые трактаты и зиджи*. Птолемей не только изложил теоретические основы географии как науки, но и составил список координат 6345 пунктов, предложил способ изображения земного шара на плоской поверхности и построил близкую к реальности карту мира. Правда, он преуменьшил размер Земли в 1,4 раза. Тем не менее этой картой пользовались более тысячи лет. Даже Христофор Колумб в 1492 году, отправляясь на поиски нового пути в Индию, ориентировался по карте Птолемея. Может ли кто-то из современных учёных мечтать о таком длительном применении своих открытий?

*Зиджи — арабские астрономические таблицы и справочники.

Какие координаты использовал Птолемей? Хорошо известные ныне широты и долготы. Конечно, Птолемей не знал про гринвичский меридиан и точкой отсчёта для долгот считал традиционно используемые и до него мифические острова Фортуны. Эти выдуманные острова были якобы расположены в Атлантическом океане. Удобство их использования заключалось в том, что они лежали западнее самой крайней точки известной в то время суши. Так что все долготы, отсчитываемые к востоку от этих островов, должны были иметь положительные значения. Как мы сейчас знаем, эти острова «лежали» примерно на 20 градусов западнее современного гринвичского меридиана, там, где находятся реальные Канарские острова.

Часть карты обширного арабского халифата. Показаны некоторые караванные пути VII—IX веков на территории Ближнего Востока

В современной геодезии для построения карты требуется создать сеть опорных пунктов с надёжно измеренными координатами. А вот как раз с этим-то в древности дело обстояло плохо. Если широты были худо-бедно измерены для пары десятков пунктов, то измерение долготы в то время было не просто проблемой, но очень большой проблемой. Древние знали только один способ определения долготы — по одновременному наблюдению лунных затмений из удалённых друг от друга пунктов. Но таких измерений было — раз-два и обчёлся. Поэтому на деле измерялись расстояния между городами, а затем эти расстояния преобразовывались в разности долгот.

Главными помощниками в деле измерения Земли на протяжении многих столетий были верблюды — основная тягловая сила у народов, живущих в засушливых регионах мира. Верблюды были одомашнены человеком за две тысячи лет до нашей эры. Благодаря своей выносливости, способности передвигаться по сыпучим пескам или мелким камням и до двух недель обходиться без воды эти животные стали незаменимы при перемещении грузов и людей. Именно с помощью верблюдов осуществлялись торговые связи во времена Античности и Средневековья — от Атлантического океана до Индии и Китая. Для нас интересно то, что по времени преодоления верблюдами пути между городами высчитывались расстояния, а затем и координаты городов.

Понятно, что спидометров в те далёкие времена не существовало, про шагомеры ничего не известно. Точного времени тоже не было. Время можно было определить с помощью походной астролябии, а в некоторых городах на площадях были установлены солнечные часы. Караван за сутки проходил от 30 до 50 километров — расстояние между караван-сараями, но в пути верблюды (да и люди) нуждались в остановках. Единица длины, равная расстоянию между остановками, существовала ещё в Древнем Египте и обозначалась термином «схен». Арабы называли такое расстояние «фарсах» или «фарсанг». А вот в том, как перевести эту величину в привычные нам километры, у исследователей существует большой разброс мнений.

Фото: Library of Congress/Wikimedia Commons/PD

Чему равен фарсах?

Как выяснилось, схен, а значит и фарсах связаны с более короткой единицей, использовавшейся ещё древними греками, — стадием. Но со стадием тоже не всё ясно. У Птолемея длина стадия равна 185 м. У Эратосфена и других авторов был свой «короткий» стадий — 157,5 м. Так или иначе, в схене, согласно греческим источникам, должно было быть то ли 30, то ли 40 стадиев. Поэтому длина схена — от 4,7 до 7,4 км. Имеется и другой эталон длины — египетский локоть. Его длина по измерениям памятников равна 52,5 см (по другим данным 54,0—54,8 см). В схене 12 000 локтей, значит он равен 6,3 км.

Споры о соответствии древних и современных единиц длины продолжаются и в настоящее время. Оказывается, был ещё так называемый королевский локоть, длина которого, как вы понимаете, должна быть больше обычного.

Известны несколько «естественных» определений длины фарсаха. Например, на основании свойств нашего зрения. Разрешающая способность глаза — около одной угловой минуты. Именно под таким углом можно разглядеть в пустынной местности на контрастном фоне фигуру человека, находящегося на расстоянии около 6 км. Понятно, что индивидуальные свойства зрения делают это определение слишком неопределённым. Другие источники сообщают, что звуки барабана в пустыне слышны на расстоянии одного фарсаха. Интересно — какого именно барабана? Или что фарсах — это расстояние, которое может на полной скорости проскакать всадник, не загнав лошадь.

Проверить длину фарсаха пытались многие исследователи. Русский востоковед XIX века Николай Владимирович Ханыков (1819—1878) сравнил некоторые описанные древними расстояния с теми, которые он измерил самостоятельно, и получил самое большое из всех существующих значение фарсаха — 9,4 км. У зарубежных исследователей фигурируют более короткие значения — 5,67 км (А. Хаутум-Шиндлер), 6 км (В. Хинц) и др. Не исключено, что в разные века и длина фарсаха могла немного меняться.

Незаменимым подспорьем в таких исследованиях были распространённые в прошлом путевые книги. Это записки путешественников, где подробно изложены дорожные пункты и расстояния между ними. Классикой жанра является, например, «Книга путей и стран» мусульманского географа иранского происхождения Ибн Хордадбеха (IX век) или записки странствующего арабского купца Ибн Баттуты (XIV век).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сверхкритическое состояние или умный текстиль? Сверхкритическое состояние или умный текстиль?

В Институте химии растворов им. Г. А. Крестова разрабатывают уникальный текстиль

Наука и жизнь
Приготовиться к взлету: как можно стать частным пилотом в России Приготовиться к взлету: как можно стать частным пилотом в России

Что нужно, чтобы стать пилотом, и как научиться управлять самолетом

Forbes
Кошачьи сходства, собачьи различия Кошачьи сходства, собачьи различия

Почему собачьих пород намного больше, чем кошачьих?

Наука и жизнь
Прошла любовь: 10 звездных разводов, которые заставили нас плакать Прошла любовь: 10 звездных разводов, которые заставили нас плакать

Вспоминаем, чьи разводы тронули нас до глубины души.

Cosmopolitan
Подписание акта о капитуляции Японии Подписание акта о капитуляции Японии

Токийский залив, борт линкора «Миссури», 2 сентября 1945 года

Дилетант
Эра человечности: как пандемия и удаленка меняют отношения между сотрудниками Эра человечности: как пандемия и удаленка меняют отношения между сотрудниками

Жизнь на удаленке оказалась довольно удобной и выгодной для многих

Forbes
Опасные гидраты и где они обитают Опасные гидраты и где они обитают

Потепление климата связывают с ростом в атмосфере количества парниковых газов

Наука и жизнь
Свет заставил полимерные диски левитировать в условиях мезосферы Свет заставил полимерные диски левитировать в условиях мезосферы

Ученые изготовили полимерные диски, способные летать в вакууме

N+1
Долгая счастливая жизнь Долгая счастливая жизнь

Старение – это естественно, но не нормально

Популярная механика
Как полюбить зиму вопреки всему и насладиться последним ее месяцем Как полюбить зиму вопреки всему и насладиться последним ее месяцем

Зима — это в том числе и солнечные дни, и красота заснувшей природы, и спорт

Psychologies
Пройдя под парусом проливом Дрейка… Пройдя под парусом проливом Дрейка…

Зрелище надвигающегося штормового заряда из пролива Дрейка завораживает

Наука и жизнь
Плазменные чудеса: от пистолета до медицины Плазменные чудеса: от пистолета до медицины

Реальные фантастические профессии плазмы

Популярная механика
Подмосковное озеро расскажет о развитии Земли Подмосковное озеро расскажет о развитии Земли

В Московской области нашли озера, которые могут иметь метеоритное происхождение

Наука и жизнь
«Ваша цель — сделать так, чтобы вы шестимесячной давности выглядели идиотом в глазах себя сегодняшнего» «Ваша цель — сделать так, чтобы вы шестимесячной давности выглядели идиотом в глазах себя сегодняшнего»

Советы и бизнес-истории для начинающих предпринимателей от Остина Рифа

VC.RU
Курултай для своих, деспотия для чужих Курултай для своих, деспотия для чужих

В Орде русские князья считались бесправными вассалами

Дилетант
Женщины эмансипированы, а равенства нет: социолог — о гендерной повестке в России Женщины эмансипированы, а равенства нет: социолог — о гендерной повестке в России

Социолог Анна Темкина — о том, что мешает женщинам делать карьеру

Forbes
Силой мысли, или что обещает нам Илон Маск Силой мысли, или что обещает нам Илон Маск

Чего же Маск хотел в сфере нейроинтерфейсов, что сделал и что сможет сделать

Популярная механика
С вами говорит телевизор С вами говорит телевизор

Татьяна Алешичева о сериале «Ванда/Вижен», умном супергеройском ситкоме

Weekend
На понятном языке На понятном языке

Как появился Kotlin, и правда ли, что он идеален для программирования

Популярная механика
Если сотрудник вечно жалуется вам на жизнь: что можно сделать Если сотрудник вечно жалуется вам на жизнь: что можно сделать

Что делать, если ваш коллега решил «поплакаться в жилетку»

Psychologies
За урожаем из глубин За урожаем из глубин

На разных верфях страны бум рыбопромыслового судостроения

Популярная механика
Мировой уровень Мировой уровень

Пять глобальных предпринимателей из России, известных далеко за пределами Рунета

Forbes
Испытание углем Испытание углем

Как наследники Дмитрия Босова борются за его угольную империю

Forbes
Интервью с белорусским акционистом Алексеем Кузьмичом ‎о политическом искусстве и критике протестов Интервью с белорусским акционистом Алексеем Кузьмичом ‎о политическом искусстве и критике протестов

Белорусский акционист Алексей Кузьмич — о том, за что критикует оппозицию

СНОБ
Пределы риска: почему регуляторы ограничивают массовых инвесторов Пределы риска: почему регуляторы ограничивают массовых инвесторов

Олег Шибанов предостерегает российских инвесторов от риска

Forbes
Полусинтетический организм с «лишней» парой оснований в ДНК Полусинтетический организм с «лишней» парой оснований в ДНК

Продукт генной инженерии способен к воспроизводству

Популярная механика
9 правил полезного ужина 9 правил полезного ужина

Эти простые условия помогут быстро и без усилий избавиться от лишнего веса

Лиза
«Не смотри на них!» 5 практик бодипозитива, от которых может стать только хуже «Не смотри на них!» 5 практик бодипозитива, от которых может стать только хуже

Бодипозитивные советы, которые не помогут тебе принять собственное тело

Cosmopolitan
Как правильно пользоваться микроволновкой Как правильно пользоваться микроволновкой

Несколько хитрых приемов, благодаря которым твоя жизнь наполнится горячей пищей

Maxim
Оптогенетический инструмент управления экспрессией белков in vivo применили для терапии диабета Оптогенетический инструмент управления экспрессией белков in vivo применили для терапии диабета

Ученые создали инструмент, который можно использовать для терапии диабета

N+1
Открыть в приложении