Пройдя под парусом проливом Дрейка…
Антарктида была открыта 16 (28) января 1820 года экспедицией под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева. На шлюпах «Восток» и «Мирный» Беллинсгаузен и Лазарев подошли к континенту на самом юге Земли в районе современного шельфового ледника Беллинсгаузена. Эпоха Великих географических открытий на этом завершилась, а новым территориям были присвоены русские имена.
Два века спустя в честь открытия Антарктиды три самых больших парусных барка России — «Крузенштерн», «Седов» и «Паллада» — прошли по маршруту кругосветного путешествия Беллинсгаузена и Лазарева, а Санкт-Петербургские мореходные классы и Всероссийское движение поддержки флота организовали экспедицию пяти крейсерских яхт — «Сибирь», «Wind Dancer», «Mon Coeur», «Елизавета», «Ксанаду» — к белому континенту. Парусники и яхты, направлявшиеся к берегам Антарктиды на станцию Беллинсгаузен, встретились в аргентинском порту Ушуайя, в проливе Бигль, и приняли участие в совместном маневрировании.
Антарктида завораживает и манит к себе. Побывав там однажды, хочется вернуться вновь. Я в этих местах бывал дважды: впервые — в 1982 году, когда служил в ВМФ, а потом — в 2007—2008 годах, в составе экипажа научно-экспедиционного судна «Академик Фёдоров». И испытал совершенно непередаваемые ощущения — у меня изменилось восприятие мира и своего места в нём. А ещё я загадал желание: пройти пролив Дрейка под парусом…
Моря по колено тому, кто под парусом уходит с рассветом к другим берегам… Из текста песни группы «Лакмус»
…Наш старт был намечен на 20 февраля 2020 года из Аргентинского порта Ушуайя. План «А» предполагал маршрут «Ушуайя — Антарктида (Российская полярная станция «Беллинсгаузен») — Ушуайя». К сожалению, ещё в конце 2019 года стало понятно, что яхта «Ксанаду» выбивается из графика (многочисленные поломки, гидрометеоусловия и т. д.), поэтому был предусмотрен план «Б»: выйти из Ушуайи, дойти до чилийского города-порта Пуэрто-Вильямс, там оформить документы и далее идти на Пуэрто-Монт.
Мы вышли из Ушуайя в пасмурную погоду, при попутном ветре. Но когда дошли до Пуэрто-Вильямс и всё оформили, стало понятно, что план «Б» и по срокам, и по всем остальным параметрам также невыполним. Нам не удалось, выйдя из Пуэрто-Вильямс, уйти по Биглю в сторону Тихого океана из-за сильного встречного ветра (на глазах разогнало до 50 узлов, а на порыве в 55 узлов вышла из строя электроника, погнуло площадку ветроуказателя с анемометром) и встречного течения (оно здесь меняет своё направление с периодами в 6 часов). Выяснилось, что пройти вдоль берегов Чили до Пуэрто-Монт за две недели практически невозможно. К тому же,