О чём пишут научно-популярные журналы мира
Возвращение дирижаблей
Инженеры швейцарско-американской компании «Sceye» испытали дирижабль, предназначенный для распространения интернета и телефонной связи на обширные районы без кабельной связи. Верхняя часть надувной оболочки дирижабля покрыта гибкими солнечными батареями, их энергия, запасаемая в аккумуляторах, расходуется на радиосвязь, питание измерительных приборов и системы телеуправления.
В первом полёте, проводившемся в июне 2022 года, дирижабль, наполненный гелием, достиг высоты 19,5 км. Воздушное судно, управлявшееся с земли, несло оборудование для телекоммуникаций, обеспечивая экспериментальную связь в радиусе 140 км от калифорнийского города Санта-Фе (штат Нью-Мексико). В проектах — подобные корабли для определения качества воздуха над городами, для поиска месторождений газа и нефти по выделяющемуся из них метану. С высоты можно вовремя заметить разгорающийся пожар.
За последние годы в мире вырос интерес к летательным аппаратам легче воздуха. Компьютерное моделирование, проведённое в Германии, показало, что подобный дирижабль расходовал бы энергии на километр полёта всего в 0,5—2,5% от потребностей турбореактивного лайнера. Другое дело, что такой пассажирский самолёт преодолевает расстояние от Нью-Йорка до Лондона за 7—8 часов, а надувной воздушный корабль летел бы два дня и две ночи. Кроме того, продолжительность полёта зависела бы от времени года, когда скорость, устойчивость и направление ветра на разных высотах различны. Но, в конце концов, если пользуются популярностью и окупают себя морские круизы даже гораздо большей продолжительности, почему бы не прокатиться на дирижабле?
Во Франции началось строительство 150-метрового дирижабля на гелии объёмом 53 млн литров. Двигатели электрические, работающие от солнечных батарей площадью 4800 м2, а ночью энергия будет поступать от топливных батарей, питаемых водородом. На 2026 год намечен испытательный кругосветный полёт. Уже сформирована команда для полёта во главе с Бертраном Пикаром, потомком известной семьи франко-швейцарских океанографов и путешественников.
В Кремниевой долине (США) по инициативе сооснователя Google Сергея Брина создан воздушный корабль «Pathfinder 1» длиной около 124,5 м и грузоподъёмностью до 28 т, впервые продемонстрированный прессе в ноябре 2023 года. Строятся ещё два экземпляра, многие детали поставляются из Германии. Основной целью летательного аппарата фирма видит снабжение труднодоступных районов, пострадавших от природных бедствий, а в дальнейшем — транспорт больших и тяжёлых деталей ветроэнергетических установок при их строительстве в открытом море.
Кто в лес, кто по дрова
Как известно, зелёные растения потребляют из воздуха диоксид углерода, из почвы воду и за счёт энергии солнечного света превращают это сырьё в свою биомассу и кислород. Вырабатываемые соединения служат пищей для бесчисленных живых существ и в том числе для нас с вами. Но человек, кроме того, использует продукт фотосинтеза, а именно древесину, для строительства и как топливо. Так как диоксида углерода в атмосфере всегда хватает, растительное сырьё фактически само восстанавливается, и его можно считать «климатически нейтральным». Растения извлекли его из воздуха и в итоге баланс остаётся ненарушенным.