Мой остров Харлов
…Уж чего-чего, а глухих, диких, труднодоступных мест в нашей стране хватает, и прежде всего это касается островных территорий России. Труднодоступных не в смысле удалённости от цивилизации — речь о сочетании природно-географических факторов. Место может быть «всего-то» в паре-тройке тысяч километров от «центра», но добираешься до него с большим трудом. А иной раз летишь в вожделенный уголок тремя самолётами, потом плывёшь кораблями, но логистически всё складывается оптимально и без нервотрёпки. В этом ли дело? Зачем вообще стремится в такие места путешественник, какую цель преследует его пытливая душа?
На карте Мурманской области внимание в первую очередь привлекает побережье Кольского полуострова. Побывавший здесь хоть однажды знает: Баренцево море, «ласкающее» своими южными водами береговую линию, отнюдь не приветливое и не спокойное. Ледяные шторма зимой и осенью, длительностью до недели, мощнейшие ветра (силой до сорока метров в секунду) в акватории и на суше круглый год, даже коротким летом, делают передвижение в этих местах весьма проблематичным. Но ты всматриваешься в карту и видишь, что вдоль берегов этого некогда закрытого для посещения северного края цепочкой выстроились во множестве большие и малые острова. На ум приходит сравнение с флотилией разноразмерных судов, стоящих на постоянном рейде вдоль материкового берега. И возникает непреодолимое желание попасть на эти «суда»…
Берег Кольского полуострова в обиходе и во многих публикациях называют Мурманом. Делится он на восточный и западный по тому месту, где в море выносят свои воды крупные реки Кола и Тулома, да ещё с десяток мелких, образуя самый крупный залив — Кольский. Восточный Мурман с его прилегающими материковыми, островными и морскими территориями считается наиболее труднодоступным и по-настоящему диким местом России. Если говорить о береговой линии, то почти на всём протяжении она крута, скалиста и обрывиста. Высота обрывов достигает 100 м и более, понижаясь в направлении с запада на восток. Устья рек, впадающих здесь в море, напоминают фьорды. Есть очень мало мест, в основном в мелких бухточках и некоторых устьях рек, где имеются крошечные полоски песчаного пляжа. В глубине материковой части восточного Мурмана реки, спускаясь со скалистых плато, образуют извилистые каньоны, вбирая воды тысяч мелких озёр и болотистых образований.
Дорог здесь, конечно, нет никаких. Рыболовецкие артели, туристы-рыбаки и браконьеры используют вертолёты или в крайнем случае специальные, особо проходимые автомобили. На острова, понятное дело, на авто не доберёшься.
Меня давно интересует Русский Север. За многолетний период поездок по Заполярью я побывал на всех островах Баренцева моря. Удивительно, несмотря на схожесть геологического образования, острова отличаются друг от друга как своим строением, так и биоразнообразием. Одной из жемчужин в островном ожерелье, охватывающем восточный Мурман, несомненно, является остров Харлов. Он входит в состав архипелага Семь островов, а пролив, разделяющий архипелаг и северный берег материка, называется Семиостровский Рейд. С вершины Харлова, его купола — это около 120 метров над уровнем моря, — в хорошую погоду прекрасно видны шесть крупных «островов-кораблей»: Большой Зеленец и Малый Зеленец, Вешняк, Кувшин, Большой Лицкий и Малый Лицкий.
Всё-таки как же туда попасть? — думал я несколько лет назад, впервые осознав потребность побывать на Харлове. Ведь несмотря на кажущуюся близость от материкового берега, перебраться на остров почти невозможно, если говорить о «разумных» возможностях. Остаётся только проход морем на маломоторном судне, я бы даже сказал на очень маломоторном — на лодке.
Людей сближают цели, а события — обстоятельства, потому, найдя друг друга в первый раз в 2013 году, мы с коллегой отважились на морское путешествие длиной в 40 дней. Ближайшее место, куда можно было добраться экспедиции на подготовленном автомобиле и откуда наиболее реально стартовать морской экспедиции, было устье большой реки Воронья. «Бывалые», а также сотрудники Кандалакшского заповедника, на территории которого находится архипелаг Семь островов, так и говорили, что морской проход до этих островов на резиновой лодке — мероприятие не для слабонервных. Но ведь охота пуще неволи!
Очевидно, что, собираясь в автономную экспедицию, как правило, с собой берёшь ВСЁ. Особенно провиант и его резерв на случай непредвиденный. Но ограничение груза в лодке из армированного ПВХ связано и с безопасностью, и с быстроходностью судна. Задерживаться на маршруте переходов из одной точки в другую крайне нежелательно в связи с риском остаться в одной из них, если погода вдруг поменяется. А меняется она совершенно неожиданно. В настоящее время имеются международные морские прогностические ресурсы, на которые можно рассчитывать при планировании проходов, но иногда смена ветра бывает настолько стремительной, что приходится поворачивать обратно. В чём мы и убедились в первые часы выхода из устья Вороньи в открытое море — восточный ветер был настолько силён, что риск опрокидывания лодки реально навис над нами. Верным решением стало возвращение в устье реки и двухдневное ожидание смены ветра.