Михаил Пришвин о людях, зверях и обществе

WeekendКультура

«Только когда я сам превратился в букашку, я понял, почему разглядывал природу»

Михаил Пришвин о людях, зверях и обществе

Составила Анна Писманик

1930-е. Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

4 февраля исполняется 150 лет со дня рождения Михаила Пришвина — «певца русской природы», подробно описавшего встречи с ней в своих произведениях. Сам он, впрочем, своим главным трудом считал дневник, который вел на протяжении почти 50 лет. Из него действительно видно, что силы истории интересовали Пришвина не меньше сил природы, а его любопытство натуралиста возбуждали и отношения между людьми.

1

Не поймешь, я ли сам вхожу во время или время входит в меня, все равно: ничего не зная в политике и дипломатии, чувствуешь себя современным. Мне только надо дождаться своего срока, чтобы схватиться за ручку времени, привеситься к ее поезду и помчаться.

11 февраля 1945

2

Только теперь, когда сам я превратился в букашку, я понял, почему я с таким родственным вниманием всегда разглядывал маленькие живые существа в природе: я им сочувствовал, предугадывая возможность и неизбежную необходимость моего собственного перевоплощения в такую мировую подробность.

31 октября 1941

3

Раньше мне казалось, что все написанное написано о пройденном и раз уже оно написано, то больше к нему люди не вернутся, и книга написанная, как надпись на могильной плите. И вот теперь смотрю на жизнь и читаю книгу, и все перевертывается: в книге — пройдено, в жизни все тысячу раз пройденное опять начинается.

8 декабря 1937

4

Иного человека коренная обида заставляет взяться за перо, другого за браунинг, и это люди совершенно разной природы. Чтобы взяться за перо, надо пережить стыд про себя, от чего-то отказаться, смириться, что-то необходимейшее для всех обойти и, затаив горе, оттуда начать свой путь, как будто ничего и не было себе самому.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении