Чтение на скорость
Хотя и говорят, что мы живём в мире видео, комиксов и графического дизайна, текстов вокруг становится не меньше, а больше. Бесконечные учебники и руководства, электронные книги, которые добавились к обычным бумажным, посты в соцсетях, сайты и порталы, посвящённые всему на свете… И кто в этом море текстов не ловил себя на мысли, что он слишком медленно читает?
Есть разные методы, помогающие повысить скорость чтения. Например, можно приучить глаз смотреть не на отдельные слова, а видеть фразу как бы целиком, или скользить зигзагообразно взглядом по странице, читая текст сразу большими кусками. С появлением электронных гаджетов стали популярны приёмы, в которых слова возникают на экране смартфона или планшета по очереди, слово за словом. Эти методы основываются на убеждении, что глаз во время чтения делает много лишних движений: он тратит время на переход от слова к слову и от строки к строке, да ещё зачем-то возвращается назад к уже прочитанному. Если читать целыми фразами или же натренироваться читать по одному слову в смартфоне, то можно избавиться от бесполезных движений глаз. Наконец, есть методы скорочтения, задача которых подавить внутреннюю речь, часто звучащую у человека в голове, когда он читает, хотя делает это молча.
Чтение вроде бы есть куда ускорять. Например, шестикратная чемпионка мира по скорочтению Энн Джонс в 2007 году прочла за 47 минут объёмную книгу Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и Дары смерти». Для достижения такого результата ей нужно было читать со скоростью 4200 слов в минуту. И это якобы не предел: есть люди, утверждающие, что могут прочитывать до 30 000 слов в минуту, хотя обычный человек читает в минуту всего 200—400 слов.
Но важно не просто пробежать глазами текст, а ещё и понять, что прочитали. И тут приходится признать, что читать со скоростью пусть не 4000, а всего 1000 слов в минуту абсолютно бессмысленно — мы поймём из прочитанного очень мало, если вообще хоть что-то. Выдающийся режиссёр Вуди Аллен как-то пошутил на эту тему: после курса скорочтения он прочёл «Войну и мир» за 20 минут и понял только то, что в книге было что-то про Россию. Повышать скорость чтения без вреда для понимания невозможно. Но почему?
Чтение делится на несколько стадий. Глаз принимает свет, отражённый от поверхности с буквами, но сам никаких букв не видит: для него это просто изогнутые линии на некотором фоне. Зрительные сигналы от глаза бегут в мозг, и вот тут уже приходит понимание, что перед нами не просто узор, а буквы и слова, которые что-то означают. Слова складываются в предложения, а предложения в текст, и мы начинаем понимать общую концепцию текста, его логику, о чём он нам говорит.
Как это работает? Глаз видит с помощью фоточувствительных клеток сетчатки: палочек и колбочек. Лучше всего он видит то, что попадает в так называемую центральную ямку — участок сетчатки, где собрано очень много колбочек и почти нет палочек. Колбочки различают цвета и детали и наиболее эффективно работают при ярком свете. Ещё одна их особенность в том, что сигналы от колбочек не усредняются, то есть если одна колбочка сообщает в мозг о белом фоне, а соседняя с ней — о чёрной линии, то мозг именно так всё и увидит. Нетрудно понять, что именно благодаря колбочкам мы различаем буквы и слова. Палочки же, наоборот, наиболее эффективно работают при слабом свете, реагируя на движения и небольшие изменения в освещённости. Сигнал от них суммируется и усредняется, так что в мозг приходит некая общая картина сразу от группы палочек. Чем дальше от центральной ямки, тем меньше в сетчатке колбочек и тем больше палочек. Соответственно, острота зрения уменьшается и изображение, которое приходит от других зон сетчатки, будет менее чётким и более размытым. Поэтому бессмысленно пытаться читать текст краевым, или периферическим, зрением, как это рекомендуют некоторые методики скорочтения: якобы если мы научимся видеть «всем глазом», то будем быстрее читать, потому что станем воспринимать больше текстовой информации. Не будем — буквы в краевом зрении превращаются в невнятные облачка светотени.