Чертёжное перо
В наше время чертежи создают с помощью специализированных компьютерных программ — систем автоматизированного проектирования, после чего печатают на принтерах и плоттерах. Раньше конструктор рисовал чертежи деталей или предметов карандашом на бумаге. Когда окончательный вариант чертежа был готов, его надо было размножить для передачи в производство и для заказчика, а один экземпляр отправить в архив конструкторского бюро. Первую копию чертежа делали вручную с помощью кальки — тонкой полупрозрачной бумаги. Кальку накладывали на карандашный чертёж и обводили его тушью. На такой копии линии чертежа были более чёткими, чем на бумаге, поэтому кальку использовали для последующего копирования. Копировали чертежи на специальную светочувствительную бумагу фотографическим способом на копировальных машинах (первые такие аппараты появились в начале ХХ века). Там, где калька просвечивала, светочувствительный состав разрушался, а там, где на кальке была линия, прочерченная тушью, — оставался без изменений. Получалась негативная копия чертежа — белые линии на синем фоне, так как светочувствительная бумага была тёмно-синего цвета. Такие копии называли синькой.
Для обводки чертежа тушью использовали специальное приспособление, изобретённое в XVIII веке, под названием рейсфедер (от немецких слов reißen — «чертить» и Feder — «перо»).
Простейший рейсфедер представлял собой пишущую ручку, в нижней части которой прикреплялось собственно чертёжное перо в виде двух тонких металлических пластинок, немного суживающихся на конце. Поверхность пластинок была выпуклой наружу, так что тушь, которая вводилась в щель между ними кисточкой или пипеткой, задерживалась между пластинками, а после соприкосновения с бумагой вытекала. Работать нужно было аккуратно, иначе тушь могла растечься и образовать кляксу, что, естественно, делало чертёж непригодным. Толщина изображаемой