Первый взлёт – как в песне первая строка!
Дорогие товарищи, эта статья – уже пятая из цикла о производстве самолетов по технологиям ХХ века, а так как по ним работает еще множество авиастроительных и авиаремонтных заводов по всей России и за ее пределами, то эти знания еще долго будут актуальны. И сегодня речь пойдет о работе ЛИС – летно-испытательной станции, наземных и летных испытаниях.
Прошлая статья завершилась отработкой топливной системы, системы управления, радиосредств и навигационных систем. Самое время запускать двигатели. Но на многих самолетах есть еще и ВСУ – вспомогательная силовая установка, которая дает и электропитание, и сжатый воздух для системы кондиционирования, а часто – еще и для стартеров маршевых двигателей. Поэтому вначале запускается она и многие проверки делаются от нее.
Запуск ВСУ – первая по-настоящему пожароопасная операция. Конечно, опасны и заправка топливной системы, и заправка кислородной, и даже простое включение под ток, но ВСУ – настоящий газотурбинный двигатель, хоть и маленький. Она выпускает струю газов с температурой в несколько сотен градусов и дает горячий воздух в систему кондиционирования. Поэтому к ее запуску противопожарная система и система нейтрального газа (если она есть) обязаны быть исправными и заряженными, а на стоянке должна дежурить пожарная машина.
Итак, аккумуляторы в контейнерах, воздухозаборные и выхлопные створки открыты, нажимается кнопка запуска. Включаются стартер и зажигание, подается топливо... Но розжига не происходит – выключен автомат питания зажигания. Идет расконсервация: топливом из топливной системы ВСУ вымывается консервационное масло. После того как стартер отработает и ротор ВСУ остановится, делается холодная прокрутка – просто включение стартера, без топлива и зажигания, чтобы очистить газовоздушный тракт от топлива. И уже после холодной делается нормальный запуск.
Первый запуск – всегда лотерея. Может из-за перепутанной полярности показать «минус» указатель температуры газов. Может сработать какая-то из защит. Может засветиться табло «Стружка в масле», хотя подшипники двигателя в полном порядке: например, очень любит «кидать стружку» на первом запуске маленький турбоагрегат АИ-9. Конечно, любой двигатель испытывается на заводе-изготовителе, но полная замена масла и транспортировка (поставляются двигатели с пустым баком) порой дают о себе знать.
Но вот ВСУ вышла на режим, инженер засекает положенное время прогрева, чтобы прогреть масло и выбрать зазоры в двигателе, и дает нагрузку – включает генератор ВСУ. Обычно все проходит хорошо, и генератор начинает питать бортсеть, но через прозвонки, техконтроль и лабораторные проверки блоков порой просачивается неисправность или ошибка монтажа. Например, генератор включается, напряжение выдает, но при попытке дать нагрузку срабатывает защита. Причина может быть в неправильно подключенных проводах на блоке трансформаторов тока (БТТ, по-английски – CTU (current transformer unit)).
После проверки генератора открывается отбор воздуха. Это один из самых опасных моментов: даже ВСУ может выдавать воздух с температурой до 200 °С. Система проверяется в различных режимах, зависящих от ее топологии – на запуск, на кондиционирование, на обогрев. А греться сжатым воздухом могут и оперение, и носок крыла, и двери, и даже предкрылки: воздух подается в них по телескопическим трубам, как на Airbus А320, например. Самое сложное – отработка системы кондиционирования, в которой могут быть несколько узлов охлаждения воздуха, сложные подсистемы распределения и регулирования температуры, сотни насадков индивидуальной вентиляции (в технике слово «насадок» имеет мужской род).