Приборы, отвечающий за живучесть аварийного корабля

Наука и техникаHi-Tech

В поисках равновесной посадки

АПЛ «Комсомолец». Источник: Википедия

Предыстория разработки

7 апреля 1989 года мир облетело тревожное известие: в Норвежском море вдали от родных берегов терпит бедствие советская атомная подлодка (АПЛ). Как было принято в те времена, первым источником трагической информации стали не советские СМИ, а вездесущие зарубежные информационные агентства. Повышенный интерес к происходящему объяснялся еще и тем, что аварийная ситуация сложилась на уникальной АПЛ «Комсомолец», построенной по проекту 685 (шифр «Плавник») и вошедшей по результатам испытаний в Книгу рекордов Гиннесса с мировым рекордом глубины погружения для боевых подводных лодок (ПЛ) – 1027 м.

Что же произошло на ней 7 апреля 1989 года? В 11 часов, когда АПЛ, находясь на глубине 400 м, возвращалась на базу из очередного боевого похода, в ее седьмом (кормовом) отсеке возник пожар. Лодка немедленно всплыла в надводное положение. Началась продолжившаяся 6 часов борьба за живучесть корабля, в ходе которой, как позднее выяснилось, экипажем был совершен ряд ошибок. Результатом их стала утрата продольной остойчивости АПЛ – возникновение отрицательного дифферента (наклонения на корму), нарастающего вследствие активного поступления в кормовые отсеки воды через выгоревшие сальники забортных кабелей. Приблизительно в 17 часов лодка с дифферентом 80 градусов на корму (то есть почти вертикально) ушла под воду. Жертвами катастрофы стали 42 моряка.

Следует отметить, что катастрофы, проходящие по такому же сценарию, что и на «Комсомольце» (пожар и последующая гибель корабля вследствие потери продольной остойчивости), уже имели место в советском ВМФ и ранее: в апреле 1970 года так погибла многоцелевая АПЛ К-8, а еще через 16 лет, в октябре 1986 года, АПЛ стратегического назначения К-219.

Упомянутые катастрофы, унесшие жизни в совокупности почти 100 подводников, и еще ряд имевших место аналогичных, но, к счастью, не столь катастрофических случаев, заставили руководство ВМФ и кораблестроителей начать анализ и поиск причин утраты остойчивости ПЛ в ходе борьбы за их живучесть после возникновения на лодке той или иной аварийной ситуации.

Несмотря на острые дискуссии между членами правительственной комиссии по установлению причин и виновников гибели упомянутых АПЛ, комиссия солидарно признала актуальность проблемы, возникающей на подводных лодках в связи с отсутствием на них средств инструментального контроля параметров посадки ПЛ, знание которых является обязательной предпосылкой для правильной организации борьбы за живучесть аварийного корабля.

Анализ происшествий показал, что одной из причин допускаемых экипажами ошибок (порой роковых) является отсутствие у моряков истинного представления о пространственном положении своего аварийного корабля, находящегося на поверхности штормового моря. В настоящее время подводники не получают от существующих корабельных приборов объективной информации о значениях параметров, непосредственно влияющих на остойчивость корабля. Поэтому в 1992 году решением правительственной комиссии на предприятие судостроительной промышленности, в котором трудился автор настоящей статьи, была возложена разработка комплекса аппаратных средств, предназначенных для объективного контроля параметров посадки находящейся в штормовом море аварийной ПЛ. Разработку следовало выполнить с расчетом на широкое использование ее результатов на проектируемых в этот период АПЛ следующего, IV, поколения. При этом было подчеркнуто, что разрабатываемые бортовые приборы, острая необходимость в которых возникает именно в условиях тяжелых аварий, должны отличаться повышенной надежностью и простотой обслуживания.

Остойчивость зависит от посадки, а посадка – от осадки и углов

Море далеко не всегда доброжелательно к людям, его нрав крут и неровен: блестящее зеркало вод может неожиданно смениться жестоким штормом. И тогда волны беспорядочно вздымают и опускают корабль, одновременно раскачивая его с борта на борт и с носа на корму. Естественно, при этом происходят циклические изменения осадки корабля (степени его погружения в воду) и углов его наклона относительно центра тяжести в поперечной (крен) и продольной (дифферент) плоскостях.

С подводными лодками, находящимися на достаточной глубине, подобного не происходит, но стоит им оказаться на поверхности моря, и шторм не делает для них исключения. Чтобы кораблю не потерять равновесие и не стать жертвой стихии, ему необходимо обладать в должной степени таким важнейшим качеством, как остойчивость – способность возвращаться в равновесное состояние после прекращения воздействия внешних сил, коими являются волны и (для ПЛ в незначительной степени) ветер. Крену противостоит поперечная остойчивость, а дифференту – продольная. Равновесным состоянием корабля, называемым «равновесная посадка», считается такое, при котором он погружен в воду по конструктивную (то есть расчетную) ватерлинию, а углы крена и дифферента равны нулю. В таком положении корабль должен находиться на поверхности спокойного моря, будучи в исправном состоянии, при штатной загрузке.

АПЛ «Комомолец» в представлении американского художника. Источник: Википедия

Очевидно, что экипажу любого раскачиваемого волнами корабля необходимо четко представлять его положение в пространстве, из которого его выводит качка и к которому (равновесному) он должен возвращаться в силу собственной остойчивости.

Особенно эта информация важна, когда при возникновении аварийной ситуации значения параметров посадки (осадка и углы наклона) не соответствуют штатным. Определить эти параметры органолептическим путем практически не представляется возможным, поскольку в штормовом море их текущие значения непрестанно и хаотически изменяются. Случалось, что в подобных условиях ситуация воспринималась борющимися за живучесть аварийной ПЛ моряками с точностью до наоборот. Нарушение остойчивости корабля, как и недостаточность или ошибочность мер по ее восстановлению, принимаемых экипажем в аварийной ситуации, приводит к возникновению опасных значений крена и дифферента. Для подводных лодок в силу их конструкции особую опасность представляет снижение продольной остойчивости, выражающееся в лавинообразном нарастании дифферента – положительного (в воду углубляется носовая оконечность корпуса) или отрицательного (опускается корма).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Северный гигант Северный гигант

Новый вездеход от КамАЗ, который легко пройдет по тундре и болоту

Популярная механика
Служебный роман: что делать, если вы влюбились в коллегу Служебный роман: что делать, если вы влюбились в коллегу

Что необходимо учитывать, вступая в отношения на работе?

Psychologies
Слайд-шоу Слайд-шоу

Космические корабли, инновационные мотоциклы и складные дома

ТехИнсайдер
«Тайна жизни: Как Розалинд Франклин, Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик открыли структуру ДНК» «Тайна жизни: Как Розалинд Франклин, Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик открыли структуру ДНК»

Противостояние двух подходов к определению молекулярной структуры

N+1
Ваше плодородие Ваше плодородие

«Нива» — лучшее, что случалось с российским автопромом

Эксперт
Акулы гибнут с угрожающей скоростью из-за своих плавников Акулы гибнут с угрожающей скоростью из-за своих плавников

Промысел акульих плавников способен привести к вымиранию этих рыб

ТехИнсайдер
Этого не может быть Этого не может быть

Самые удивительные гипотезы в биологии

ТехИнсайдер
Сексуальная жизнь в длительных отношениях: 4 истории пар, которые давно вместе Сексуальная жизнь в длительных отношениях: 4 истории пар, которые давно вместе

Как партнерам, живущим вместе 10-20 лет, удается поддерживать огонь страсти?

Psychologies
Топ-10 лучших бизнес-книг 2023 года: выбор Forbes Топ-10 лучших бизнес-книг 2023 года: выбор Forbes

Лучшие бизнес-книги, которые будут интересны не только предпринимателям

Forbes
Green Day остаются молодыми: как новый альбом группы возвращает их музыку к панк-року Green Day остаются молодыми: как новый альбом группы возвращает их музыку к панк-року

Как появилась одна из самых популярных панк-рок-групп Green Day

Forbes
Не добивайте жертву: 5 запретных фраз Не добивайте жертву: 5 запретных фраз

Никогда не произносите эти фразы людям, которые столкнулись с насилием

Psychologies
Высокочувствительным людям: как оставаться спокойными в конфликте Высокочувствительным людям: как оставаться спокойными в конфликте

Глава из книги Элейн Эйрон «Высокочувствительная личность в любви»

Psychologies
Что такое ретравматизация и как перестать ходить по кругу боли Что такое ретравматизация и как перестать ходить по кругу боли

Как выйти из цикла повторения травмы? Чем себе помочь?

Psychologies
Польза горчичного масла: как его принимать и не навредить организму Польза горчичного масла: как его принимать и не навредить организму

Горчичное масло — популярный и полезный ингредиент азиатской кухни

РБК
Интересный факт! Вот почему прогресс не сделал людей счастливее: мнение эксперта Интересный факт! Вот почему прогресс не сделал людей счастливее: мнение эксперта

Почему, несмотря на позитивные изменения в мире, люди чувствуют себя подавленно?

ТехИнсайдер
«Почему она не ушла?»: 3 причины, заставляющие держаться за токсичные отношения «Почему она не ушла?»: 3 причины, заставляющие держаться за токсичные отношения

Почему так сложно выйти из абьюзивных отношений?

Psychologies
Интересный факт! Вот что происходит в мозгу во время мечтаний наяву Интересный факт! Вот что происходит в мозгу во время мечтаний наяву

«Мечты наяву» могут играть роль в пластичности мозга

ТехИнсайдер
Верить нельзя сомневаться Верить нельзя сомневаться

В погоне за трендами не теряем здравый смысл и здоровье

Лиза
«Непрерывная война с собой и другими»: 2 ошибки, которые допускают все на пути изменений «Непрерывная война с собой и другими»: 2 ошибки, которые допускают все на пути изменений

Правда ли добиться жизненных перемен можно, только если все время ломать себя?

Psychologies
Подборка самых глубоких афоризмов великих людей о ценности счастья: а вы счастливый человек? Подборка самых глубоких афоризмов великих людей о ценности счастья: а вы счастливый человек?

Что такое счастье? Этот вопрос всегда будет актуальным

ТехИнсайдер
Смешные деньги: какую прибыль приносят брендам вещи-мемы Смешные деньги: какую прибыль приносят брендам вещи-мемы

Удается ли дизайнерам заработать на потоке шуток и шумихи в медиа?

Правила жизни
Никита Благово Никита Благово

Директор музея истории школы Карла Мая был принят в экс-гимназию в 1945-м

Собака.ru
5 причин, почему «Клан Сопрано» — великий сериал, изменивший современное телевидение 5 причин, почему «Клан Сопрано» — великий сериал, изменивший современное телевидение

Чему современные сериалы научились у «Клана Сопрано», в чем не смогли превзойти

Правила жизни
Почему люди, которые работают в сверхурочное время, оказываются менее продуктивными Почему люди, которые работают в сверхурочное время, оказываются менее продуктивными

Люди, которые стремятся работать сверхурочно, как правило, менее продуктивны

Forbes
Совсем большой Совсем большой

Петербург наконец принял Николая Цискаридзе как родного

Собака.ru
«Ну ты и жмот!» «Ну ты и жмот!»

Разное отношение к деньгам может стать причиной серьезного конфликта

Лиза
Чем вдохновлялись и как себя разрушали творцы: 7 историй гениев и их психических расстройств Чем вдохновлялись и как себя разрушали творцы: 7 историй гениев и их психических расстройств

Похоже, большой талант неотделим от выраженного личного своеобразия

Psychologies
Ранние браки, запрет на аборты и проституция: как живут женщины в Нигерии Ранние браки, запрет на аборты и проституция: как живут женщины в Нигерии

Нигерия: страна, в которой беспрецедентно нарушаются права женщин

Forbes
Вечное сияние чистого таланта: 15 лучших ролей Джима Керри Вечное сияние чистого таланта: 15 лучших ролей Джима Керри

Лучшие фильмы с уникальным драматическим актером Джимом Керри

Правила жизни
Простые самодельные игрушки для кошек, перед которыми не устоит ни один питомец Простые самодельные игрушки для кошек, перед которыми не устоит ни один питомец

Как сделать дразнилки для котенка своими руками из подручных средств

ТехИнсайдер
Открыть в приложении