Что такое вязкость моторного масла и как она расшифровывается
Вязкость масла. Любой автовладелец сходу ответит, какая она была на предыдущем техобслуживании. Однако определение этого термина и правильный подбор характеристик куда глубже запоминания привычных цифр на канистре
Что такое вязкость масла
Вязкость масла — это величина, определяющая сопротивление, возникающее при взаимном перемещении слоев относительно друг друга. Ближайший бытовой синоним этого технического термина — густота. То есть, чем выше показатель вязкости масла, тем более оно густое. Вязкость является одной из важнейших характеристик моторного смазочного материала и напрямую зависит от температуры — как внешней, так и рабочей. Определяет, среди прочего, пригодность к эксплуатации масла в той или иной климатической зоне.
Расшифровка вязкости масла
Для классификации моторных масел по вязкости существует несколько мировых стандартов. Рассмотрим два наиболее актуальных для нас: SAE и API.
Классификация вязкости масла по SAE
SAE расшифровывается как Society of automotive engineers — общество автомобильных инженеров. Это американская организация, основанная в начале прошлого века (1905-й год) с целью технической кооперации, обмена опытом и идеями. На сегодняшний день SAE — один из крупнейших мировых регуляторов стандартов наземного, водного, авиационного и даже космического транспорта. Именно SAE внедрил всем известную классификацию по вязкости моторных масел SAE J300, которую указывают в документации и на канистрах по всему миру. Общее представление о классификации моторных масел по SAE дает следующая таблица.
Приведенная таблица является ориентировочной. Современная химическая промышленность выпускает огромное количество всевозможных смазочных материалов для ДВС, и свести их характеристики в единую наглядную инфографику практически невозможно. В данной статье мы рассматриваем основные типы моторных масел, актуальные для рядового потребителя в нашей стране.
Автомобильные масла по SAE можно вполне четко разделить на три ключевые группы: зимние, летние и всесезонные. К зимним, имеющим индекс «W» (winter — зима) относятся масла с вязкостью от 0W до 20W. Хотя последнее вполне можно считать всесезонным с узкими допусками по температурам. Летние не имеют литеры «W», а обозначаются просто как SAE 30 и SAE 40. Наконец, всесезонные масла с широким температурным диапазоном составляют абсолютное большинство сортов, и маркируются буквенно-символьным обозначением с дефисом: от 0W-30 до 15W-40. По аналогии с летними и зимними, первое число с приставкой «W» обозначает нижний температурный предел эксплуатации, а второе число — верхний.
Несмотря на частичное совпадение второй группы чисел (после дефиса) с фактическим температурным допуском, нужно знать, что цифры не указывают конкретные градусы. Все обозначения связаны с вязкостью и интерпретируются исключительно с точки зрения инженерной документации SAE.
Классификация масел по API
API также является организацией, регулирующей допуски на различные параметры горюче-смазочных материалов. API — это аббревиатура от American petroleum institute (Американский институт нефти). В отличие от общей транспортной проблематики SAE, исследования API сфокусированы именно на горюче-смазочных материалах. Таблица допусков моторных масел по API, включая самые последние SM, SN и SP, приведена ниже.