Индейские войны — череда самых долгих и ожесточенных битв Америки

Вокруг светаИстория

«Наши дети порой бедокурят»: печальная история встречи индейских вождей с Авраамом Линкольном

«Индейские войны на Великих равнинах и в Скалистых горах — череда самых долгих и ожесточенных битв, которые когда-либо вела Америка. В результате яростных и кровопролитных сражений коренные жители Северной Америки были лишены своих земель»

Художественное изображение Американского музея Барнума в Нью-Йорке, США. Фото Общественное достояние

В апреле 1863 г. Американский музей Барнума предлагал посетителям увлекательное зрелище: за 25 центов поглазеть на одиннадцать индейских вождей, прибывших с Великих равнин в Нью-Йорк на встречу с «Великим Отцом» — президентом Авраамом Линкольном.

Никакого сравнения с типичными для представлений Барнума «краснокожими попрошайками и забулдыгами из восточных резерваций», уверяла The New York Times. Это люди совсем иного склада: шайенны, арапахо, кайова и команчи, «грозные кочевники из самых дальних и недоступных долин Скалистых гор». Барнум обещал давать по три представления в день для строго ограниченного числа зрителей.

«Спешите, иначе не успеете! — зазывал великий шоумен. — Они тоскуют по дому, по родным зеленым лугам и диким лесам. Кто не увидит их сейчас, не увидит никогда!»

Любопытство горожан подогревала масштабная рекламная кампания: Барнум возил индейцев по улицам Манхэттена в огромной повозке, перед которой маршировал оркестр, заезжал с вождями в школы, где дети пели гостям песни и демонстрировали гимнастические упражнения. И хотя газеты над этим потешались, на самом деле город был покорен.

Публика валом валила на инсценированные пау-вау* в четырехъярусном театральном зале Барнума на Бродвее. Индейцы говорили мало, но их разрисованные лица, длинные косы, рубахи из оленьей кожи и узкие штаны-леггины с кожаной бахромой приводили зрителей в восторг.

* Пау-вау (англ. PowWow) — танцевальный костюмированный фестиваль, коммерческое мероприятие, рассчитанное на широкого зрителя. Символ стереотипного индейца вестернов. — Прим. науч. ред.

Фотография музея Барнума в Нью-Йорке, США, 1858 год. Фото Общественное достояние

Тощий Медведь был членом Совета Сорока Четырех* — главного органа управления народа шайеннов. Обычай предписывал входящим в него вождям, выполнявшим обязанности миротворцев, не подменять доводы рассудка эмоциями и всегда действовать в интересах племени.

В 1863 г. старейшие шайеннские вожди понимали эти интересы как дружеские и мирные отношения с растущим белым населением Территории Колорадо. Однако официальный Вашингтон был обеспокоен. Поговаривали, что индейцев Великих равнин обрабатывают агенты конфедератов-южан, подбивая их на войну.

* Совет Сорока Четырех — традиционный институт власти шайеннов. В нем были представлены все десять подразделений, или общин (хевикс-нипахис, масикота, сутайо и др.), на которые прежде делились шайенны, — по четыре представителя от каждого, не считая еще четырех так называемых Вождей-Старцев с самым высоким статусом. — Прим. науч. ред.

Чтобы предотвратить возможный конфликт (на самом деле эти опасения были беспочвенными) и уладить разногласия с племенами, Бюро по делам индейцев* и устроило для Тощего Медведя и еще десяти вождей встречу с Великим Отцом.

Делегацию сопровождал представитель Бюро — уполномоченный по делам индейцев Самуэль Колли, а также белый переводчик.

* Бюро по делам индейцев (БДИ, Bureau of Indian Affairs) — агентство правительства США. Основано в 1824 г. в составе военного ведомства, с 1849 г. — в составе Министерства внутренних дел США. Первым индейцем, возглавившим БДИ, был Илай Паркер, о котором говорится в главе 7. С 1966 г. нахождение коренных американцев на этом руководящем посту стало обязательной нормой. — Прим. науч. ред.

Студийная фотография трех вождей шайенов — Standing in the Water (Стоящий в Воде, Mahpevame'ehne'e), Уорбоннет (War Bonnet) и Тощий Медведь (Lean Bear) — вместе с переводчиком. Сфотографировано в Ливенворте, штат Канзас, в 1863 году американским фотографом Джоном Х. Фитцгиббоном (John H. Fitzgibbon). Оттиск хранится в Британском музее, Лондон.

Утром 26 марта 1863 г., за две недели до нью-йоркского шоу, индейцы с сопровождающими прошли колонной сквозь перешептывающийся строй министров, иностранных дипломатов и высокопоставленных любителей всего диковинного в Восточный зал Белого дома.

«Исполненные то ли невозмутимого достоинства, то ли бесстрастия, отличающих этих лесных стоиков, — писал вашингтонский репортер, — они безмолвно расселись полукругом на ковре и, отдавая дань уважения представшему их взорам величию, явно гордились великолепием собственных уборов и раскраски».

Продержав гостей в ожидании пятнадцать минут, в зал размашистым шагом вошел президент Линкольн и спросил у вождей, есть ли им что сказать. На ноги поднялся Тощий Медведь. Но когда толпа высокопоставленных зевак подступила ближе, вождь, несколько смешавшись, проговорил с запинкой, что сказать ему хотелось бы многое, однако он очень нервничает и ему лучше бы присесть. Принесли два кресла, Линкольн уселся напротив вождя.

Авраам Линкольн в 1863 году. Фотография Александра Гарднера. Фото Общественное достояние

Баюкая в ладони свою длинную трубку, Тощий Медведь повел речь, сперва неуверенно, потом все живее и красочнее. Он сказал Линкольну, что его приглашение преодолело долгий путь до их ушей и такой же долгий путь проделали сами вожди, чтобы выслушать его слово. И хотя в карман это слово Тощий Медведь не положит, потому что карманов у него нет, он надежно сохранит его в сердце и бережно передаст своему народу.

Тощий Медведь обращался к Линкольну как к равному. Пусть президент живет в роскошной палатке, но для своего народа он, великий вождь Тощий Медведь, сродни президенту. Великий Отец должен дать своим белым детям наставление воздержаться от бесчинств, и тогда индейцы и белые смогут передвигаться по Великим равнинам без опаски.

Тощий Медведь

Тощий Медведь порицает войну между белыми, которая сейчас бушует на востоке, и молится об ее окончании. В заключение он напомнил Линкольну, что ему и остальным вождям — предводителям своих народов — пора возвращаться домой, и поэтому он просит президента не затягивать их отъезд.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении