На воздушном шаре к Северному полюсу: самое безбашенное приключение в истории изучения Арктики
Если ты решил предпринять смертельно опасное путешествие, это надо как минимум изящно оформить. Именно так поступил шведский инженер Саломон Андре, отправляясь в конце XIX века к Северному полюсу на воздушном шаре.
Инженер Андре жил в Швеции в конце XIX века. Это был солидный мужчина с усами как у моржа, руководил патентным бюро, обожал маму. Вдобавок в него была без памяти влюблена красивая умная женщина по имени Гурли Линдер — журналистка, писательница и феминистка. Вообще-то она была женой его друга, но это уже детали. Суть в том, что на первый взгляд у Саломона Андре имелось все. Все, кроме внутренней удовлетворенности.
Судя по записям Андре, в молодости он был о себе невысокого мнения, а окружающие помогали это мнение поддерживать. Например, уже после окончания Королевского технологического университета Швеции он успел поработать ассистентом метеоролога в международной экспедиции на Шпицберген. Из-за ошибки в расчетах Андре шведская команда взяла с собой слишком мало керосина и всю полярную ночь вынуждена была его экономить, пореже зажигая лампы. Сидя в темноте, ученые мужи развлекались, выискивая пробелы в образовании Андре. Надо полагать, в области естественных наук ему, инженеру, и правда не хватало знаний, только ничего постыдного в этом не было.
Так или иначе, но в итоге душа Саломона требовала величия и признания. Уже в зрелом возрасте, где-то в 41 год, Андре купил воздушный шар и научился летать на нем. Думал ли он изначально о покорении полюса с помощью этого летательного аппарата, неизвестно. Но трусом не был точно, поскольку в ту эпоху любые полеты на шарах были опасны. Тогда оболочку наполняли водородом, так что для эффектной гибели пилота хватало не вовремя прикуренной сигары.
Летая над морем, Андре заметил интересный момент. Если использовать гайдропы — длинные канаты, свисающие с шара, то можно регулировать высоту полета без сбрасывания балласта или стравливания газа. Если шар нагрелся от солнечных лучей и поднялся, канаты перестают волочиться по земле или воде и всей своей массой повисают на шаре, утягивая его ниже. А если шар, наоборот, опустился, часть нагрузки гайдропа с него снимается и он снова обретает потенциал для подъема. В итоге балласт не расходуем, водород экономим и можем лететь намного дольше и дальше. А если прицепить к шару паруса, то можно корректировать направление полета и путешествовать с некоторой долей свободы. Не только туда, куда дует ветер, но и чуть в сторону — градусов на 30 от основного направления.
Читай: Как японцы воздушными шарами американцев бомбили.
Совершив 9 самостоятельных полетов, Андре понял, что пора действовать. Влюбленной в него Гурли он сказал, что гулять за ручку — дело хорошее, но он не может ответить на ее чувства, поскольку Северный полюс зовет. Воззвав к патриотизму шведской общественности, Андре собрал необходимую для снаряжения экспедиции сумму. Между прочим, на современные деньги, с учетом роста цен, вышло около полумиллиона долларов. Половину дал Альфред Нобель.