На изящном: почему Клода Моне и его «Женщин в саду» не допустили к Парижскому салону
В рубрике #на_изящном автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова проводит ревизию шедевров мирового искусства. В день рождения главного редактора «Правил жизни» Сергея Минаева разбираем его любимую (надеемся, что источники не ошиблись) картину «Женщины в саду» Клода Моне. Импрессионист написал ее в 1866 году для Парижского салона 1867-го, но жюри не приняло полотно и не допустило его к выставке.
Почему так произошло?
В XIX веке не было большого количества известных галерей, в которых современный художник мог бы выставить работы для широкой публики. Без участия в Парижском салоне, по сути ключевой и наиболее масштабной художественной выставке Франции, получить известность, а значит, и большие заказы на картины было практически невозможно. Нюанс заключался в том, что произведения отбирало специальное жюри, образованное по постановлению правительства и, как правило, поддерживающее стандарты живописи парижской Академии изящных искусств. Для участия в выставках с 1791 года уже было необязательно становиться академиком, но отсутствие академических стандартов в картинах приводило к отказу жюри.
Понятие допустимого и «традиционного» менялось от года к году, а стандарты были обусловлены не только личными вкусами членов жюри, академии или политической повесткой, но и часто субъективной симпатией к тому или иному художнику.
С 1863 года стандарты академии стали совсем жесткими. Знаменитый «Салон отверженных» появился тогда, потому что жюри отвергло три тысячи поданных работ из пяти за несоответствие академическим стандартам. До официального появления импрессионизма оставалось еще несколько лет, а пока академия пресекала любые отклонения от канона. Она поддерживала исключительно «натуралистические» сюжеты: то есть идеалистические и в стиле реализма. Картины должны были быть четко прописаны, без незавершенных мазков и иметь определенный сюжет. Академия хотела видеть реализм, но исключительно в сочетании с историческим, литературным, религиозным или хотя бы социальным контекстом.
Принято считать, что демократичное решение Наполеона III выдать непринятым работам место на выставке в другом конце дворца, где проводился салон, спасло ситуацию. Но нужно понимать, что публика доверяла вкусам академии. Над выставленными отдельно «Отверженными», скорее смеялись, чем считали их достойными вложения. Представленные там художники, а по большей части это были будущие импрессионисты, начавшие в те годы добавлять в работы элементы нового формирующегося стиля, испытывали большие финансовые трудности, их картины не стремились покупать. Если бы не поддерживавшие их тогда финансово маршаны, как, например, Поль Дюран-Рюэль, то, по воспоминаниям Моне, он и многие его друзья-импрессионисты в то время умерли бы с голоду.