Коллекция. Караван историйЗнаменитости
Евгений Герасимов: "Я счастливый человек, живу тем, что люблю"
Прошлым летом народный артист Российской Федерации, председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям стал художественным руководителем "Театра Луны на Малой Ордынке". Евгений Владимирович открыл 30-й юбилейный сезон, поделился с журналом "Коллекция Каравана историй" своими амбициозными творческими планами, а также вспомнил людей, с которыми сводила его актерская и режиссерская судьба.
— Евгений Владимирович, от кого поступило предложение возглавить «Театр Луны»? Почему вы на него согласились?
— Ко мне и до этого поступало немало предложений вернуться на работу в театр. В свое время обращались актеры Театра на Таганке, Театра Моссовета, среди которых были известные люди, достаточно вспомнить Валентину Талызину. Предложения возникали постоянно, с тех пор как я ушел из Театра Маяковского. Тогда Александр Анатольевич Ширвиндт сразу позвал сыграть в спектакле Театра сатиры. Но у меня не было времени репетировать, я много работал в кино, снимал фильмы как режиссер. А когда был избран депутатом Московской городской думы, полностью погрузился и в эту деятельность.
В театр вернулся лишь через 35 лет, сыграв главную роль в спектакле «Ленкома» «Маленький принц» по Сент-Экзюпери. Когда позвали, обрадовался, сказал: «Это мое любимое произведение». Почитал инсценировку, ход автора показался интересным. По задумке режиссера Сергея Дьячковского предстояло сыграть сразу двух персонажей: и Пилота, и Маленького принца. Я загорелся идеей и быстро, буквально за три-четыре репетиции вошел в спектакль, который живет по сей день. Репетировал серьезно, случалось, весь день не уходил со сцены. Выучил 60 страниц текста. Поскольку долгое время не работал в театре, на премьере сильно волновался. Но ушел за кулисы под аплодисменты, там стоял Марк Анатольевич Захаров, который встретил меня словами: «Мастер, это было прекрасно!» Услышать такое дорогого стоило.
На основной своей работе в Думе я уже достаточно хорошо освоился, у меня сегодня появились замечательные помощники, поэтому могу находить время на творчество. И когда два моих давних приятеля Сергей Проханов и Игорь Краснопольский пришли с предложением стать художественным руководителем «Театра Луны», не смог им отказать. Проханов основал этот театр, руководил им много лет, Краснопольский тоже давно работал заместителем художественного руководителя. Начинался театр в подвальном помещении, его постановки собирали аншлаги. В спектаклях играли известные актеры Анатолий Ромашин, Дмитрий Певцов, Андрей Соколов. Казалось бы, когда театру выделили большое помещение, он должен был пережить второе рождение. Поначалу так и случилось, но с годами «Луна», что называется, подугасла. Самый лучший спектакль «Дориан Грей», визитная карточка театра, стал набирать максимум 40 процентов зрителей, притом что в зале всего 340 мест. И это еще хорошо. На других постановках зал, бывает, заполнен всего на 14 процентов. Актеры нередко приглашали в театр близких друзей. Но это не спасает, по существу, зрителей в зале нет. Театр реально по сей день находится в тяжелом положении, ведь размер актерских зарплат и премий напрямую зависит от того, что они заработали.
В «Театр Луны» планировалось пригласить целый ряд режиссеров, но однажды Сергей приехал ко мне со словами: «Я устал, хотел бы просить тебя прийти и исправить ситуацию. А я бы, если не возражаешь, остался в театре в качестве президента, как Ширвиндт». Так и случилось. Департамент культуры поддержал мою кандидатуру, за что я им благодарен. Для меня возглавить такой театр — вызов, безумно интересная работа. Когда стал в нее погружаться, неожиданно обнаружил, что в «Театр Луны» почти никто не ходит, потому что мало кто знает, где он находится. Про него не слышали даже мои друзья, которые не так далеко живут. Поэтому первое, что сделал, добавил в название адрес. Теперь оно звучит так — «Театр Луны на Малой Ордынке».
— Чем собираетесь привлекать публику?
— Понимаю, театр нуждается в том, чтобы о нем заговорили. Но я не собираюсь добиваться этого любым способом, делать ставку на скандальность новых постановок. В труппе немало хороших сильных актеров, но они немного расслабились, подустали, иной раз делают свою работу с ленцой. Поэтому решил их взбодрить, влить в труппу свежую кровь, которая заставит всех встрепенуться. Много лет идет спектакль по Фрэнсису Скотту Фицджеральду «Ночь нежна». Для «Театра Луны» он такой же знаковый, как «Принцесса Турандот» для Театра Вахтангова. Чтобы придать постановке новый импульс, я пригласил актрису, которая состоялась в кино, но давно мечтала прийти в театр. Янина Студилина снималась в «Сталинграде» у Федора Бондарчука, популярных сериалах «Город соблазнов», «Красная королева», «Седьмая симфония». Результат не заставил себя долго ждать. С первого же спектакля появилась стопроцентная окупаемость зала. Стопроцентная! Сыграли четыре — и только подтвердили правильность моего решения. В зале не хватало приставных стульев, чтобы разместить всех желающих. Янина продолжает много сниматься. Ее узнаваемость теперь работает и на театр. Непременно буду занимать Студилину в новых постановках. Она замечательная актриса, великолепно выглядит.
Помимо того что театр подугас творчески, его техническое состояние плачевно. Начали ставить новый спектакль, и тут же выяснилось, что наш кинопроектор не только слабенький, но еще и не работает. Поэтому пришлось обновлять и звук, и свет, и всю театральную машинерию.
В ноябре с успехом прошла премьера новой постановки «Эдит Пиаф. Гимн Любви». Начинать такой проект было бы бессмысленно, не имея талантливой артистки на главную роль. К счастью, в нашей труппе звезда, которой по силам сыграть гениальную певицу, нашлась. Я верил, что получится интересный спектакль, потому что главную роль играет блистательная Ирина Зайцева, которая к тому же великолепно поет. Режиссер Игорь Афанасьев принес пьесу, где рассказывалась история удивительной женщины, потрясающей актрисы Эдит Пиаф. Там говорилось не только о ее многочисленных романах, но в первую очередь о ее гражданской позиции во время немецкой оккупации Парижа, о ее антифашистской деятельности. Режиссер намеревался поставить скромный спектакль с песнями. Но я увидел в пьесе большой потенциал, мне захотелось сделать мощное яркое шоу. Думаю, нам это удалось. Я пригласил поучаствовать в постановке замечательного хореографа Сергея Грицая, который соединил движения с голосом героини. Получилось очень эффектно! Этого я и добивался. Надеюсь, о спектакле заговорит театральная Москва и к нам пойдет зритель.
Павел Сафонов ставит у нас «Месяц в деревне», играть главную роль будет Ольга Ломоносова. Очень этому рад, в свое время Ольга снималась в фильме «Смерть Таирова», который я продюсировал и где заглавную роль сыграл Михаил Козаков. Так что в короткий срок театр выпустит две премьеры.
Мне позвонил модный молодой режиссер Глеб Черепанов. На сцене МХТ имени Чехова не первый год идет его блистательная постановка «Контрабас» по пьесе Патрика Зюскинда. И насколько я понимаю, спектакль постоянно собирает аншлаги. Черепанов снял фильм «23.59», который участвовал в кинофестивалях, он прекрасно разбирается в музыке. Так вот, Глеб мне позвонил и говорит: «Хотел бы поставить у вас «Человека-амфибию». Видел актрис вашей труппы, которые великолепно движутся и хорошо поют». Мы с ним встретились, наметили актерский состав. В ближайшее время он начнет репетировать. Решили объявить всероссийский кастинг на роль Ихтиандра. Выяснилось, что желающих сыграть в этом спектакле без преувеличения толпа. У меня уже появилось несколько удивительных предложений. Пока не стану называть имен, поверьте, они звездные.
Следующим в плане идет «Чужой ребенок» в постановке режиссера Романа Самгина. Роман — ученик Марка Захарова, в «Ленкоме» только что выпустил «Старомодную комедию» с Олесей Железняк и Игорем Бочкиным. «Чужой ребенок» тоже комедия. Василий Шкваркин написал пьесу в 30-х годах прошлого века, там по сюжету невеста решила проверить на прочность чувства трех своих женихов, распустив слух о своей мнимой беременности. Но мы надеемся, история понравится и сегодняшним зрителям.
С Маратом Гацаловым собирались ставить «Иванова», но он предложил: «Жень, я вдруг подумал, как здорово сегодня прозвучат «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло». Я не стал спорить, вскоре он начнет репетиции.
В этом году исполнится 130 лет со дня рождения Владимира Маяковского. Юбилею будет посвящен красивый спектакль с элементами балета, который поставит Гедиминас Таранда. Никита Гриншпун начинает работу над постановкой «Горячего сердца» Островского. Хотел пригласить его на «Волки и овцы», но он придумал интересный ход, рассказал, как можно сделать так, чтобы «Горячее сердце» прозвучало современно, и полностью меня убедил. Так что будем ждать премьеры.
Конечно, мы не забываем и о детях. Ирина Линдт, в свое время блиставшая в спектаклях Юрия Любимова в Театре на Таганке, поставит «Питера Пэна». Хотим сделать спектакль зрелищным, красивым, со всеми возможными театральными трюками.
В театре работает много молодежи, им есть где развернуться — у нас три сцены. Есть «Маленькая Луна» с залом на 70 человек, там с успехом идет «Наш 9 «Б», он неизменно собирает зрителей. Есть малая сцена с залом на 100 кресел. Там пойдет спектакль «А зори здесь тихие», который ставит наша молодежь. Идет спектакль для совсем маленьких «Ваня в сарафане», который поставила Линдт. На большой сцене идет замечательная «Мэри Поппинс — NEXT». Но им тоже не хватает рекламы.
«Ленком Марка Захарова», узнав, что прихожу в «Театр Луны на Малой Ордынке», подарил мне «Маленького принца». Мы с режиссером немного подогнали его под новое театральное пространство и выпускаем к школьным новогодним каникулам.
Сейчас в нашем репертуаре девять названий, которые собирают зрителей, к ним в скором времени прибавятся еще девять. Хотим привлечь разную публику, предоставить зрителям выбор.
— Худрук Театра на Бронной Константин Богомолов как-то назвал бессрочные контракты артистов своим кошмаром. Актер давно ничего не играет, но попробуй его уволить.
— В «Театре Луны» у актеров тоже в большинстве своем бессрочные контракты. Но я не спешу с кем-то расставаться. Пока продолжаю знакомиться с труппой и каждому предоставлю возможность максимально себя проявить.
— Прочитала в интернете, что в театре собираются реализовывать свои проекты и Александр Олешко, и Максим Аверин, и Андрей Соколов.
— Мои друзья, узнав, что пришел туда работать, тут же оживились: «Давай попробуем что-то сделать вместе». Мы рассматриваем любые предложения. На открытии 30-го сезона у нас побывал самый крутой композитор с говорящей фамилией Игорь Крутой, который, возможно, тоже проявит здесь свой талант.
— Театр занимает большое здание, где есть возможность открыть ресторан, как в Театре Наций, или фитнес-клуб, как в «Ленкоме». Рассматриваете такие опции?
— Конечно. Раньше театральный буфет работал коротко, только по определенным часам: закончился спектакль — все закрыто. А артистам и их гостям иногда хочется задержаться, где-то посидеть, продолжить вечер. Сейчас буфет работает с утра, во время репетиций, на спектаклях и после тоже. Но я хочу пойти дальше и переформатировать работу малой сцены. Есть в репертуаре спектакль «Баба Шанель», который натолкнул меня на мысль поставить в малом зале столики, за которые усядется публика и будет смотреть постановки в жанре кабаре. Учитывая музыкальные способности наших артистов, таких спектаклей может идти немало. Я уже дал задание специалистам рассмотреть новые возможности.
— Вы получили высшее актерское образование в Щукинском училище. В Мосгордуму пришли абсолютной кинозвездой. Тем не менее сделали большой перерыв в актерской карьере. Как сегодня видите свое актерское будущее в «Театре Луны на Малой Ордынке»? Ограничитесь «Маленьким принцем»?
— Действительно, прошел огромную школу лучших педагогов Щукинского училища: Владимира Абрамовича Этуша, Михаила Александровича Ульянова, моего дорогого и любимого Владимира Георгиевича Шлезингера. Мне ставили отрывки Цецилия Львовна Мансурова, Леонид Моисеевич Шихматов, Анна Алексеевна Орочко.
Их уроки не прошли даром, когда работал в театре и активно снимался в кино. На сегодняшний день я профессиональный депутат, это моя самая главная профессия. Творчество — это хобби. Но я человек ответственный, всегда раньше всех прихожу на работу. И в Думе стал самым эффективным депутатом. На мои запросы поступает самое большое количество положительных ответов и решений.
Я научился распределять себя, выстроил правильную политику и в одном, и в другом месте. У меня замечательные помощники в Думе, многое я решаю по телефону. Сегодня заседания комиссий часто проходят по интернету, так что все успеваю. В принципе, я счастливый человек, потому что живу тем, что люблю. Сегодня отдаю все силы «Театру Луны». Хочу, чтобы его по-настоящему полюбили москвичи, чтобы на наши спектакли стремились попасть гости столицы. И я этого добьюсь во что бы то ни стало.
Режиссеры, которые к нам приходят, неизменно интересуются:
— Евгений Владимирович, можем мы рассчитывать на то, что вы сыграете в спектакле?
Отвечаю:
— Можете, но я буду играть во втором составе, потому что не могу подолгу репетировать.
Я не тороплюсь выходить на сцену, сначала мне нужно выстроить репертуарную политику. Многое нужно успеть сделать, чтобы привести театр в порядок и технически, и творчески.
— Наверное, с детства мечтали стать актером?
— Нет, мои родители не имели ни малейшего отношения к театру или кино. У меня было счастливое детство во многом благодаря атмосфере в семье. Отец Владимир Владимирович прожил крайне непростую жизнь. Моего деда в 1937-м репрессировали. Много лет спустя я читал в архиве его дело, он имел неосторожность в компании положительно высказаться о Троцком, за что и поплатился. Бабушка отправилась в тюрьму следом за ним и тоже не вернулась... Отец никогда не касался в разговорах этой темы. Деда позже реабилитировали, посмертно... Отец был прекрасным талантливым художником, но путь в институт сыну врага народа был закрыт. Пошел работать на завод. Потом Великая Отечественная, отец отправился добровольцем на фронт, воевал, потерял ногу. Когда возвратился, стал искать работу поближе к дому. Как раз напротив на Плющихе располагалось ателье. Поскольку отец был талантлив во всем, быстро стал одним из ведущих закройщиков Москвы. Если кто-то хоть раз заказывал у него костюм, непременно приходил за вторым. К отцу ездили клиенты из других городов. Мама Раиса Михайловна работала в том же ателье. Она была красавицей, за ней ухаживали многие, но выбрала она отца. Они обожали друг друга, отец уважал маму бесконечно.